В Челябинском институте культуры прошел концерт памяти Адика Абдурахманова

17 Мая 2024 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
В Челябинском институте культуры прошел концерт памяти Адика Абдурахманова


Заслуженный артист России, создатель, художественный руководитель и главный дирижер первого на Южном Урале государственного симфонического оркестра, он больше тридцати лет мечтал, чтобы в его родном городе появился такой оркестр.

Мечта сбылась, и маэстро прожил со своим оркестром почти пять лет очень счастливой, насыщенной событиями жизни. А все начиналось еще в конце прошлого столетия, именно в институте культуры, куда молодой и невероятно талантливый флейтист, окончивший ленинградскую консерваторию, заручившись победой на самом престижном музыкальном конкурсе имени Чайковского, пришел преподавать. Этот институт стал для него очень важным местом, где вопреки выкрутасам эпохи переходного периода жила вера в то, что времена «хлеба, зрелищ и шальных денег» закончатся, люди захотят настоящего искусства и придут слушать симфоническую музыку. Именно в маленьком институтском зале зарождалась история большого оркестра, которая началась с камерного оркестра «Классика».

Жить мечтой

На концерт памяти маэстро, который состоялся 14 мая, пришли коллеги Адика Абдурахманова по преподавательской и филармонической работе, его студенты, родные и самые верные поклонники.

photo_2024-05-14_20-21-41 (11).jpg

— Приятно находиться в зале института культуры, которому столько времени уделял Адик Абдурахманов, — призналась, открывая концерт, основатель Фонда 2020 Ирина Текслер. — Гастроли, концерты, репетиции — он всегда был очень занят, но обязательно находил время для молодых музыкантов и трепетно относился к преподавательской деятельности. Наверное, я меньше чем вы была знакома с Адиком Аскаровичем, всего-то пять лет. Мы познакомились в марте 2019 года, когда только приехали в Челябинск. Но какими насыщенными были эти годы! Мне всегда казалось, что мы были дружны всю жизнь. Губернатор Челябинской области Алексей Текслер воплотил в жизнь мечту Адика Аскаровича и создал симфонический оркестр, который в итоге изменил имидж Челябинской области. Оркестр выступал с триумфом. Нас ждали на самых известных концертных площадках страны. Я никогда не забуду потрясающие концерты в «Зарядье». Много чего было за эти пять лет! Среди самых заметных событий — рождение фестиваля классической музыки под открытым небом «Курчатов-фест», чего никогда не было в регионе. Мы должны продолжать заложенные маэстро традиции, жить мечтой, нести высокую планку, которую он задал для всех нас.

photo_2024-05-14_20-21-41 (7).jpg

Его наследие

На очень не чужой сцене в этот день расположился тот самый, главный, легендарный состав камерного оркестра «Классика». Музыканты приняли решение выступить без дирижера, сохраняя те трактовки, которые были сделаны маэстро. Вместе с ними на сцену вышла почетный профессор ЧГИК Татьяна Синецкая, обладательница огромного количества званий, бесспорно, главный музыковед Южного Урала, которая изнутри знает успешную симфоническую историю, от «Классики» до большого оркестра.

photo_2024-05-14_20-21-41 (4).jpg

— Чем дальше от нас трагический момент безвременного ухода из жизни Адика Аскаровича, тем отчетливее предстает перед нами масштаб его личности, — начала свой рассказ Татьяна Михайловна. — Не побоюсь этого слова — величия дел и уникального вклада в историю музыкальной культуры региона. Наша память усиленно цепляется за то лучшее, что было прожито с Адиком, пытается это сохранить и запечатлеть как можно более глубоко и надолго. Справедливо было сказано, что то место, где мы сейчас находимся, было очень важным для Адика Аскаровича. Он проработал здесь более 30 лет, пройдя путь от старшего преподавателя до профессора, был гениальным учителем, поцелованным Богом. Кто бы к нему ни попал, оказывался талантливым. 50 лауреатов всероссийских и международных конкурсов было подготовлено в его классе. А если говорить о сегодняшнем Челябинске, то я глубоко убеждена, что класс флейты во всех учебных заведениях наиболее обеспечен педагогическими кадрами. Создаются ансамбли и целые оркестры флейт! Они участвуют в конкурсах, фестивалях, привозят призовые награды. Все это — его результат, его наследие!

photo_2024-05-14_20-21-41 (5).jpg

Как единый организм

— Именно в этих стенах рождалась идея создания камерного оркестра, — продолжает ведущая концерта. — Тогда были страшные годы, но мы мечтали о симфоническом оркестре, когда даже помыслить об этом было невозможно. И тут Адик выходит с идеей о камерном оркестре. Это был 1995 год. И ребята придумывают первый разовый проект с программой Вивальди. И так его делают!.. У них не было крыши над головой, не было статуса и финансового обеспечения. Было только желание играть.

Увлекательный рассказ Татьяны Михайловны иллюстрировали знаковые для истории «Классики» произведения. По поводу появления в репертуаре оркестра каждого из них она вспоминала интересные истории. К примеру, в первой зарубежной поездке в Германию «Классика» с блеском исполнила Концерт №23 ля мажор Моцарта. Это был экзамен на мастерство в том географическом месте, где знают стилистику и особенности композитора. И оркестр его выдержал! Однажды Адик Аскарович подслушал у «Виртуозов Москвы» симфонию Луиджи Боккерини «Пещера дьявола». Особенно музыкантам понравился финал, и он стал ключевым произведением в репертуаре «Классики». Следующая история объединила любимую флейту, любимый оркестр, любимого ученика Марата Файрушина и Йогана Себастьяна Баха. Сложнейший композитор, полифонист, философ первой половины XVIII века, и вдруг простая, изящная музыка, которую знают все — «Полонез. Менуэт. Шутка». Однажды, отметив, что челябинский композитор Елена Поплянова отошла от творчества, погрузившись в воспитание детей, Адик Аскарович попросил ее написать пару произведений для бисов, с намерением вернуть ее к музыке. И тогда родилась знаменитая пьеса «Адажио для Вивальди», которая стала хитом не только «Классики», но и других оркестров России.

Адик_фото_Людмилы_Ковалевой_31641.jpg

— Много лет назад, — продолжает музыковед, — Адик проговорился, что хотел бы создать ансамбль солистов. Но потом это ушло, и я поняла, почему. Для него единомыслие, коллективный дух, предельная совместная игра, слитность и понимание важнее, чем индивидуальность солиста. Его камерный оркестр и был одним «человеком», который играл на одном дыхании с дирижером, как что-то монолитное, что-то абсолютно единое.

photo_2024-05-14_20-21-41 (8).jpg

Большой оркестр

— В эпоху расцвета «Классики» мечта о симфоническом оркестре как-то даже забылась, — вспоминает Татьяна Синецкая. — Настолько успешно она выступала. Однако настало время, когда маятник опять шатнулся в его сторону. Началось длительное ожидание. Не хватало политической воли. И лишь в 2019 году, с приходом на пост губернатора Алексея Текслера, такое решение было принято. Сложно было поверить в это счастье! Очень важно, что в рождении симфонического оркестра Алексей Леонидович увидел потенциал развития и лично принял участие в его создании. И все следили, как проходит отбор музыкантов: кого приняли и кого отсеяли, сколько наших и сколько не наших. И вот оркестр создан. Но сам переход от камерного к симфоническому оркестру тоже есть смысл запомнить. 31 октября 2019 года состоялся прощальный концерт «Классики». Его программа обозначила символический переход от одного коллектива к другому. Выступление завершилось «Ноктюрном» грузинского композитора Важа Азарашвили. И потом к «Классике» присоединились другие музыканты симфонического оркестра Челябинской области, которые уже полным составом сыграли Первую симфонию Прокофьева. Так получилось, что «Ноктюрн» стал завершением звучащей истории «Классики». По свидетельствам музыкантов, Адик Аскарович очень любил это сочинение, наполненное мягкой печалью и нежностью. Сегодня оно также завершает наш концерт. Исполняя «Ноктюрн», музыканты посылают своему учителю, другу и маэстро глубокую благодарность, признательность и огромную любовь.

photo_2024-05-14_20-21-41 (9).jpg

Справка «ЮП»:

К моменту перехода «Классики» в симфонический оркестр в его репертуаре было 350 произведений. 150 из них впервые прозвучали в Челябинске, а 40 — впервые в России.

Поделиться

15.06.2024 | 18:02
Художники со всей России собрались в Челябинске в «Круге света»

«Круг света» — это межрегиональная выставка, которая открылась в выставочном зале Челябинского отделения Союза художников России. Ее придумали для поднятия духа, радости и внутренней гармонии. Никаких мрачных мыслей, только любовь и только свет.

12.06.2024 | 18:02
Шпионские танцы. Фестиваль в Челябинске открыли балетом «Мата Хари»

В Челябинске стартовал пятнадцатый международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой».

15.06.2024 | 18:02
Художники со всей России собрались в Челябинске в «Круге света»

«Круг света» — это межрегиональная выставка, которая открылась в выставочном зале Челябинского отделения Союза художников России. Ее придумали для поднятия духа, радости и внутренней гармонии. Никаких мрачных мыслей, только любовь и только свет.

08.06.2024 | 11:27
Победители «Сцены». Лучшие спектакли и лучшее в спектаклях

На Южном Урале завершился 34-й областной фестиваль профессиональных театров «Сцена».

Новости   
Спецпроекты