В какую реальность сыграла семнадцатая «Камерата»
Занавес опущен. Гости разъехались. Но это не конец фестиваля, а знаменитая театральная пауза, которая, как мы все знаем, часто бывает выразительнее, чем даже самые громкие слова.

Фото Марата Муллыева, предоставлено пресс-службой Камерного театра
«Еще звучат в душе аплодисменты, — написала в соцсетях трогательные прощальные слова челябинцам актриса Театра им. Моссовета, заслуженная артистка РФ Ольга Кабо. — Невероятное чувство счастья, что занимаешься любимым делом, и радость, что есть возможность радоваться и радовать вас, дорогие, тех, кто по ту сторону рампы в зале плачут и смеются и всегда сопереживают».
В очередной раз участников фестиваля восхитила теплая и душевная атмосфера зала и правильная реакция зрителей. «Челябинск — театральный город» — всякий раз повторяют гости, понимая, что хороший зритель — залог успеха любого фестиваля. На самом деле Ольга Кабо и ее партнерша по спектаклю Маргарита Кондратьева волновались и очень сильно рассчитывали на хорошего зрителя, представляя свою новую работу. «Монолог на двоих» — пьеса, написанная и поставленная известным тележурналистом Андреем Максимовым. Столичные зрители уже оценили работу по достоинству. И вот спектакль впервые вывели «в свет» и сразу же попали на фестиваль.

Двое о женской сути
— Андрея Марковича я знаю больше двадцати лет, — говорит Ольга Кабо. — Была как гость на всех его программах. Когда он предложил пьесу, я обрадовалась. Он эрудированный человек и жизнь видит по-другому, потому что много знает. Андрей написал абсолютно женскую историю на двух исполнительниц. И мне кажется, что мужчины про нас намного больше знают, чем мы о себе. В работе над спектаклем он был дирижером женского квартета: мы с Мариной Кондратьевой, Виктория Севрюкова, которая делала костюмы, и моя дочь Татьяна Василишина, которая ставила пластику спектакля. Мы объединились, доказывая свою женскую правду. История захватывающая, пронзительная, подобные перипетии могут случиться с каждой из нас.

— В этом спектакле поднимается много важных тем, — добавляет Марина Кондратьева, — каких-то глобальных и каких-то повседневных, очень узнаваемых историй. «Камерата» — для нас это праздник: это первые гастроли спектакля, который мы очень любим. Важно, что это фестиваль, все равно здесь достаточно высокий уровень профессионализма. Счастье, что мы сюда приехали.

Фото Марата Муллыева, предоставлено пресс-службой Камерного театра
В этом году в театральном марафоне приняли участие одиннадцать театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Ханты-Мансийска, Губахи, Кургана, Скопина. Международный статус подтвердили гости из Казахстана и Абхазии. Надо отдать должное организаторам фестиваля: не было ни одного не то чтобы слабого, даже «проходного» спектакля. Причем высокий профессиональный уровень не зависел, из какой-части Европы или Азии прибыл театр, столичный он или живет и творит на Севере России. Каждый доказал свою преданность искусству по-своему, зрители увидели много интересных режиссерских находок, крутых сюжетных поворотов и неожиданных разворотов. Если говорить в общем, работы объединяли высокое качество и, пожалуй, грустные истории. Участники фестиваля не привези веселых или жизнеутверждающих спектаклей. Каждый с тонкой и щемящей болью. Поводы разные — эмоции схожие.

Фото Марата Муллыева, предоставлено пресс-службой Камерного театра

Фото Марата Муллыева, предоставлено пресс-службой Камерного театра
По традиции на «Камерате» каждый спектакль проходит процедуру обсуждения с экспертами, не только для того, чтобы определить лучших, но и чтобы поговорить о творческих, режиссерских, актерских, художественных аспектах спектаклей. За этим и приезжают: театрам важен профессиональный взгляд со стороны.
Работы оценивала великолепная и именитая четверка экспертов: председатель жюри театральный критик и педагог Нияз Игламов (Казань), член жюри театровед, театральный критик, педагог Екатерина Морозова (Москва), театральный и кинорежиссер, продюсер, заслуженный артист РФ Владимир Скворцов (Москва), театральный критик и педагог Айсылу Сагитова (Уфа). Все они являются экспертами национальной театральной премии «Золотая маска», что говорит об их высочайшем уровне.

— Это была удивительная неделя ярких театральных событий, открытий и конструктивного диалога с театрами, — поделился впечатлениями на закрытии фестиваля Нияз Игламов. — Все содержательно и познавательно провели это время. Мы с коллегами старались быть объективными в присуждении призов и номинаций, максимально учитывая положительные стороны каждого из показанных на «Камерате» спектаклей.
— Я хочу поблагодарить дирекцию фестиваля за удивительную программу, — сказала Айсылу Сагитова. — Нам было интересно смотреть, интересно обсуждать. Это был творческий поиск и творческий разговор. Сложно выбрать лучших, потому что каждый спектакль достоин самой высокой награды.

Фото Марата Муллыева, предоставлено пресс-службой Камерного театра

Фото Марата Муллыева, предоставлено пресс-службой Камерного театра
В конкурсной программе фестиваля участвовало десять театров — все участники, кроме хозяев, Челябинского камерного театра. Жюри определило победителей в восьми основных номинациях и присудило шесть специальных призов. Объявление «Лучшего дебюта на сцене» вызвало бурные аплодисменты и одобрение, потому что этого почетного звания удостоен юный челябинский артист Лев Захаров. В рекордные сроки мальчик был введен в спектакль «Счастье мое» театра-фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) и блестяще сыграл свою роль на показе. Именно этот спектакль завоевал Гран-при фестиваля «Камерата 2025», и в этом есть небольшая заслуга нашего маленького земляка. Зрители одобрили выбор жюри. Впрочем, и в остальных номинациях публика была согласна с оценками экспертов. «Камерата» — правильный фестиваль, и предвзятость здесь не допускается.
Поделиться

