Кому это надо?

2 Июня 2011

В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения известного советского режиссера и педагога Сергея Герасимова, в честь которого назван главный киновуз страны — ВГИК...

Кому это надо?

В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения известного советского режиссера и педагога Сергея Герасимова, в честь которого назван главный киновуз страны — ВГИК. Поскольку Сергей Аполлинариевич родом из Челябинской области, здесь же, в Кундравах, находится музей его памяти — собрание огромного количества экспонатов, связанных с именем режиссера. Корреспондент «Южноуральской панорамы» съездил в Кундравы, встретился с хранителем и директором музея Борисом Красноперовым и поговорил с ним о туманном будущем учреждения.

Среди экспонатов

Когда оказываешься в родных для Сергея Герасимова местах (вопреки распространенному и ложному мнению, мастер родился не в Кундравах, а в Заимке-Герасимовке — ныне поселок Десятилетие) географические широты сжимаются до незначительных величин. Далекий ВГИК, например, начинает казаться составной частью этого села, просто расположенной за две тысячи километров отсюда. А фигуре Сергея Герасимова удается весьма наглядно и доходчиво преподать «ломоносовский» урок о том, что не место красит человека и далее по тексту.

ДК «Мечта», где располагается музей, работает во все дни, кроме понедельника. Экскурсии, как правило, проходят по предварительной записи. Стоимость взрослого билета — двадцать рублей, детского — десять. Спрашиваю у Бориса Александровича, как обстоят дела с посетителями.

— Сейчас похуже стало, — признается он. — В первое же время и за три тысячи людей переваливало. Сейчас 1700, бывает доходит до двух тысяч. Кому надо из области, кажется, все перебывали — больше восемнадцати тысяч посетителей было. Так что сейчас, в основном, приезжают те, кто гостит в зоне отдыха — близлежащих санаториях, пансионатах. Остальные — проездом. В прошлом году, например, Владимир Меньшов с Верой Алентовой мимо ехали, увидели баннер (на подъезде к Кундравам. — Прим. авт.), ну и заскочили.

Справедливости ради, впрочем, надо заметить, что в музее перебывали гости также из Германии, Польши, Калининграда, Питера, Иркутска. Сегодня же (в нерабочий понедельник, к слову) мы его единственные посетители.

Сам музей — такой меголоманский проект. Официальное его открытие состоялось 23 апреля 2004 года, хотя на его создание у Бориса Александровича ушло восемнадцать лет. В музее собрано, кажется, все, что имеет то или иное отношение к Герасимову («Вплоть до личной переписки», — резюмирует Борис Красноперов).

Среди вещей Сергея Аполлинариевича и его жены Тамары Макаровой: кинопремия «Ника» «За честь и достоинство» Тамары Федоровны, трость, подаренная Герасимову Чарли Чаплином, карманные книжки режиссера, его ножик («Он с ним за грибами ходил»), различные документы, какое-то невероятное количество удостоверений («Иногда люди не верят, что все они принадлежали одному человеку. Спрашивают: настоящие? Ну, а кто подделывать будет. Да и попробуй сейчас подделай») и прочее.

После 2004-го коллекция, в частности, пополнилась посмертной маской Герасимова.
— Ее сделал какой-то мастер из Минска, — говорит Борис Александрович, — имени его я, правда, не помню.

Помимо посмертной маски, есть и бюст Герасимова. Он хранится в личном кабинете Сергея Аполлинариевича, воссозданном в музее. Кабинет — настоящая машина времени, настолько в нем аутентичная обстановка. В его интерьере: стол, шкаф с книгами, диван (садиться запрещено!), барный столик, над столиком — кинонаграды.

Фильмы Герасимова и письмо от Михалкова

Вся эта винтажная атмосфера, что царит в музее, вступает, кстати, в занятную антитезу с подборкой постеров современных фильмов, что висит в коридоре, перед, непосредственно, музейным помещением. Интересуюсь у Бориса Александровича, смотрел ли он какие-нибудь из этих картин?

— Ты меня только за питекантропа не считай, ладно? — обижается он. — Если у меня есть киношный кумир, это не значит, что я не должен быть в курсе событий. Это понравилось (показывает на постер «Егеря»), а это ерунда («9 рота»). Эта тоже сказка («Турецкий гамбит»). А здесь отлично Сухоруков сработал («Бедный, бедный Павел»). Молодец!

Напротив планшетов с фильмами Герасимова уже Борис Александрович устраивает мне ликбез: «А теперь я тебя спрошу: ты-то его фильмы смотрел?». «Видел парочку. «Журналиста», например…», — тушуюсь я.

— Ну, «Тихий Дон»-то все равно смотрел… Даже «Тихий Дон» отрывками! Эх, Женька, Женька. Если съел «9 роту», то, конечно… «Комсомольск» не смотрел, «Учитель» не смотрел… Тундра! Жень, какие могут быть вопросы к человеку, который даже «Тихий Дон» не видел. Вот, кстати, как раз «Тихий Дон». А вот и «Журналист». Кто там главную роль сыграл?

— Э-э-э, не помню…

— Сережка Никоненко. Елки-палки, ты уж друга моего не обижай! А вот и они, кстати, — ученики Герасимова на кинофестивале «Любить человека» (Борис Александрович показывает на черно-белые фото).

Всего учеников у Герасимова, к слову, было 211. А кинофестиваль в честь режиссера проводился в Челябинске несколько раз. Последний — в 2008 году. Пройдет ли в этом — вопрос. Все зависит от того, будут ли у Министерства культуры средства. Помимо этого также разговор заходит о расположении музея.

— Почему бы не перенести его, допустим, в Челябинск?

— Челябинск свой шанс профукал, — парирует Борис Александрович, — на улице Кирова когда-то был детский кинотеатр «Октябрь». На его месте было решено создать киноцентр имени Герасимова. Старый кинотеатр снесли, вырыли котлован. Котлован постоял год или больше. Потом его зарыли, заасфальтировали, сделали платную стоянку и никакого киноцентра не получилось. Теперь дальше. Мне 74 года, я уже, сам понимаешь, не молод. Года три назад разговаривал с Челябинским областным краеведческим музеем. Они говорят, что могут выставлять собранную коллекцию, но — только экспозиционно. То есть выставили, люди посмотрели, убрали. Однако, меня это не устраивает. Вот, кстати, благодарственное письмо от Никиты Михалкова на открытие музея. Слова он, впрочем, не сдержал, хотя обещал прямое шефство над музеем. Только одну газету из Москвы присылают — «СК-Новости» (официальная газета Союза кинематографистов. — Прим. авт.).

— А с преемником пока не определились?

— Нет, не определился. В селе не находятся такие люди. Здесь ведь должен быть не только уровень, но и преданность. Любовь. А сейчас новое поколение ведь Герасимова не знает. А стариков какой смысл подыскивать? Плюс какая зарплата, сам понимаешь. Символическая. Плюс нужно спецобразование. Ту же ЧГАКИ попробуй окончи платно. Где в селе такие деньги найдутся? А из города сюда кто ездить будет? Кому это надо?

Евгений ТКАЧЕВ,
johny18_06@mail.ru

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты