…И вечностью заполнен миг

25 Августа 2011
…И вечностью заполнен миг

Анна Гуськова о своем дедушке через 89 лет

Анна Гуськова о своем дедушке через 89 лет

2 сентября, накануне празднования юбилея города, в Челябинском областном музее искусств (пл. Революции, 1) открывается фотовыставка «Хранители памяти: Константин Теплоухов, Юрий Теуш, Сергей Васильев».

5 августа, в рамках этого проекта, историк и редактор Владимир Боже представит новую книгу мемуаров акцизного чиновника Челябы Константина Николаевича Теплоухова. Это издание недавно выпустила на свои средства в Москве его старшая внучка, заслуженный работник культуры РФ Анна Борисовна Гуськова. Сегодня специально для наших читателей она представляет анонс книги «Мемуары: 1899—1934» и фотографии своего деда, которые печатаются впервые.

Зримые образы фотолетописи

«Константин Николаевич Теплоухов, как творческая личность, неповторим. Сын лесничего, выходец из крестьян, он один из тех немногих художников (в широком смысле этого слова), кто освоил два языка отражения действительности — вербальный, язык письменной речи, и язык фотографии, зримого, зеркального отражения окружающего мира. Сосуществуя, они взаимодействуют, дополняют друг друга, усиливая воздействие на эмоциональную и рациональную сферу нашего сознания, расширяя горизонты видения сущего. Рассказывая, какая она, жизнь в воспоминаниях, — параллельно — он показывает ее в зримых образах фотолетописи, при этом не иллюстрируя сказанное, а раскрывая читателю ее другие грани, глубины и оттенки… В результате и жизнь, и люди предстают перед нами в их подлинности. Мы им верим».

Постигая тайны искусства

«…Фотографирование очень привлекало Константина Николаевича, и он неустанно работал, изучая его различные аспекты. Систематически читал специальную литературу, интересуясь новинками фотодела, опытом своих коллег. Любил эксперементировать. Снимал с боковым, верхним освещением, в разное время дня, менял ракурс, точку съемки, экспозицию, вариьировал способы обработки негативов, разнообразил сюжеты, композицию снимков. Был не чужд и постановочным кадрам.

Уходило в прошлое время, когда Константин Николаевич и Николай Александрович Якушев почти вслепую осваивали азы фотографирования. Увлеченность, упорный труд в постижении тайн фотоискусства давали свои плоды. Мастерство Константина Николаевича крепло. Ему одинаково удавались портреты индивидуальные, коллективные, жанровые сценки, лирические пейзажи. Неповторимы запечатленные им скалы, далекие вершины гор, могучие сосны, зеркальная гладь озер, болота, заросшые камышом и осокой, опушки леса, ласкающие глаз разнотравьем…»

Эталоны времени

«Наиболее плодотворный период увлечения Константина Николаевича фотоделом приходится на досоветское время — это первые полтора десятка лет начала XX века. В эти годы он создает фотографии, эталонные для любительской фотографии своего времени. Не случайно именно они оказались востребованными в наши дни, вошли в культурную жизнь Челябинска.

Сделали имя Константина Николаевича известным. Его визитная карточка — «Ходули» — перепечатывались СМИ, публиковались также снимки жены — Анны Ивановны Теплоуховой, жены К. Н. Бейвеля, Анны Васильевны Бейвель, («Велосипедистка»), а также «На рыбалке», «Хоровод», «Пикник», «На телеге». Названные и другие снимки К. Н. Теплоухова включались в состав альбомов, отмеченных призами на международных выставках. В прессе его имя было названо в числе основоположников любительской фотографии в Челябинске, первым жанровым фотографом в столетней истории фотодела города».

Частица истории России

«Сегодня через объектив Карла Цейсса, купленный сто лет тому назад, мы смотрим глаза в глаза на Теплоуховых — отцов, детей и внуков. В масштабе событий прошедшего столетия фотолетопись Константина Николаевича приобретает особый смысл. Для нас это уже не фрагменты истории частной жизни одной семьи. Мы воспринимаем эту летопись как зримую частицу истории самой России…

Словно предчувствуя изобретение фотографии, Иоганн Вольфганг Гете написал двести лет назад: «…В ничто прошедшее не канет, Грядущее досрочно манит, И вечностью заполнен миг».

Москва, 2011 год.

Материал подготовил
Павел Большаков,
куратор фотовыставки

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты