«Величие монумента и нежность жизни...»

15 Декабря 2011
«Величие монумента и нежность жизни...»

Богата Армения талантами. Азнавур, Сарьян, Мкртчан, Джигарханян, Харатьян — это только те, кого сразу навскидку, не вспоминая можно назвать. А для Челябинска — конечно, всеми уважаемый и любимый Вардкес Авакян

К юбилею народного художника России Вардкеса Авакяна

Богата Армения талантами. Азнавур, Сарьян, Мкртчан, Джигарханян, Харатьян — это только те, кого сразу навскидку, не вспоминая можно назвать. А для Челябинска — конечно, всеми уважаемый и любимый Вардкес Авакян

Талант от Бога

Когда-то, в далеком 1956 году он приехал посмотреть, что же это за место такое на Урале — Коелга, откуда в Ереван замечательный мрамор везут. С тех пор Челябинск стал второй родиной художника. Здесь его дом, любимая семья и друзья.

Второй дом — мастерская со всеми работами, выполненными более чем за полвека. В городе и окрестностях — памятники, и разве кто-то не знает имя автора? Это и Курчатовский монумент (1986), и бронзовый «Студент» (1994) перед фасадом Южно-Уральского университета, и памятник Врачу (2005) перед зданием Медицинской академии, по заказу филармонии выполнены монументальные портреты гениальных композиторов Глинки (2004) и Прокофьева (2000).

Когда-то давно Вардкес впервые собирался везти в Армению свою молодую жену — знакомить с родными. Нужно было всем подарочки привезти. Стали считать, больше ста получилось — самых ближайших родственников. Свою фамилию художник получил от деда Авака по отцовской линии. Потому что был любимым внуком. Так в многочисленном роду Оганесянов появился один Авакян и фамилию эту сделал уважаемой и знаменитой. Вардкес Айкович часто шутит, что ходить и работать начал одновременно. Через всю жизнь несет он уверенность, что основа любой профессии — ремесло.

В Челябинске с самого начала он работает как портретист. Это процесс непростой. «Сначала работаю натуралистически точно, чтоб не спугнуть того, кто мне позирует, — смеется скульптор ,— уже потом, оставшись один, отодвигаю слепок и начинаю новый портрет. Я уже знаю натуру и могу работать свободно». Вот тогда и проявляются в портрете черты судьбы и исторического времени, которые позволяют портрету стать художественным произведением. «Бог наградил вас талантом», — сказала ему однажды знаменитая в советские времена Екатерина Федоровна Белашова.

Темы скульптора — материнство, любовь, наслаждение молодостью, здоровьем, красотой — решаются как мотивы обнаженной женской натуры. Женщины, ласкающие ребенка, пьющие из родника, глубоко спящие или стоящие под струями воды — в работах Авакяна всегда естественны, полны жизни и красивы. Скульптор уверен, что красота духовна. Я мечтаю увидеть сияющих мраморных балерин Авакяна ( балетный театр им особенно любим) в классическом архитектурном пространстве под хрустальными светильниками на живописно-глубоких фонах. Думаю, такая выставка была бы триумфом скульптора. И она еще впереди.

Время мудрых людей

Сейчас в мастерской Вардкеса Айковича много новых работ. Он никогда не занимается только одним произведением. Но один замысел глубоко его волнует. На рабочем станке — портрет знаменитого русского художественного критика Владимира Стасова. Могучий дар, богатейшая биография, богатырская внешность. На мое замечание, что сейчас, наверное, время других героев, Вардкес Айкович отвечает, что всегда есть время для мудрых людей. По мне, так эти слова ровно с ним самим и соотносимы. С его ежедневной созидательной физически тяжелейшей работой, с его удивительным спокойствием в самых нервных ситуациях.

Чудо жизни художника Авакяна в том, что истинное пространство его работы не географическое и не бытовое. Он созидает некое культурное пространство, хранящее память о разных исторических временах, великих эпохах, о красоте, которую художник может увидеть везде, где только пожелает.

С днем рождения, Вардкес Айкович, счастливых Вам свершений и благополучия Вашей прекрасной семье!

Ирина Духина,

искусствовед

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты