Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

«Тянуть не имеет смысла». Автор сериала «Оттепель» о новом виде телеисторий

5 Марта 2014
«Тянуть не имеет смысла». Автор сериала «Оттепель» о новом виде телеисторий

Один из самых нашумевших сериалов, прошлого года, да и вообще последнего времени — «Оттепель» Валерия Тодоровского, рассказывающий о киношниках вынесенной в название эпохи (подробнее об этом проекте читайте в «Телемире» за 23 января).

Один из самых нашумевших сериалов, прошлого года, да и вообще последнего времени — «Оттепель» Валерия Тодоровского, рассказывающий о киношниках вынесенной в название эпохи (подробнее об этом проекте читайте в «Телемире» за 23 января).

Стало известно, что «Оттепель», скорее всего, продлят на второй сезон. «ЮП» поговорила с ее сценаристкой, гостем южноуральского фестиваля «Полный артхаус» Аленой Званцовой о сериальной индустрии и о том, какие герои примиряют ее с действительностью.

Об «Оттепели»

— Для каждой серии нам с Дмитрием Константиновым (соавтор сценария. — Прим. авт.) приходилось по пять, семь, десять раз переписывать текст. Как себя чувствуешь, работая в таких условиях? Начинаешь потихоньку ненавидеть себя, Валерия Тодоровского, историю, в которую ввязался (улыбается). Однако после хорошо проделанной работы наступает, как правило, хороший результат.

С Валерой было интересно работать в том смысле, что он заранее знал, что сериал будет снимать он сам. А когда режиссер работает над сценарием для себя, не как продюсер или сторонний наблюдатель, то это всегда большая требовательность, конечно же.

Эта история должна была стать его историей. Личной. С его пониманием, ощущениями, эмоциями, представлениями по поводу тех событий. Он должен был сжиться с героями, поэтому, естественно, переписывались серии. Но не в смысле того, что у нас здесь персонаж говорит плохим языком или сцена не удалась, а менялся событийный ряд. Менялось то, что происходит с главными героями, менялись сюжетные повороты. Если мы понимали, что какой то эпизод можно сделать интереснее, мы просто брали и переписывали серию с нуля, с чистого листа.

Обговаривали ли мы изначально общую структуру сериала? Нет, Валерий Петрович позвал нас и сказал, что есть идея — снять кино про киношников времен оттепели. И есть главный герой. «Мне бы хотелось, чтобы это был оператор», — заметил Тодоровский (отец режиссера, Петр Тодоровский, тоже в свое время начинал, как оператор. — Прим. авт.). И вокруг этого героя со своими личностными качествами начала обрастать история: бывшие жены, новые девушки, коллеги, друзья и т. д.

О герое

— Да, наш герой — человек достаточно амбивалентный, двойственный. Это связано с тем, что лично я в своей жизни мало встречала людей, которых можно было бы подогнать только под одну характеристику «хороший» или «плохой». Когда я, как зритель, смотрю истории — фильмы или сериалы, — то меня с этим миром несколько примиряет тот факт, что герой, которого я должна полюбить, не всегда хороший.

Я тогда понимаю, что плохие поступки свойственны всем. Это ни в коем случае не значит, что их надо в себе приветствовать и культивировать! Однако, когда я вижу, как человек проходит через все эти жизненные перипетии, то понимаю, что это обычный человек — у него из головы не растет нимб. Нельзя быть хорошим 24 часа в сутки.

Впрочем, в сериале мы старались соблюдать правду характера и не заигрываться с амбивалентностью главного героя. Не делать каких то резких сюжетных поворотов, как, например, мы заскучали, ах, давайте мы сделаем так, что Хрусталев (Евгений Цыганов) у нас сейчас пойдет и полетает на дельтаплане, или убьет Федора Кривицкого (Михаил Ефремов). Такие резкие сюжетные повороты возможны только тогда, когда сериал полностью исчерпает себя, то есть на сезоне 15 (улыбается).

Из скольких сезонов, на мой взгляд, должен состоять идеальный сериал? Тут все очень по-разному. Например, мои любимые телеистории — «Клан Сопрано» и «Клиент всегда мертв» — состоят не больше, чем из пяти-шести сезонов. Я думаю, дальше тянуть не имеет смысла. И то, если над проектом работает талантливая плеяда драматургов, у которых все на два шага вперед просчитано, чтобы в будущем не попасть впросак.

О жанре «Оттепели»

— Если говорить о жанрах, будь то комедия, трагикомедия, драма, триллер, то в сериале мы для себя каких то строгих рамок не ставили. Все хорошие телероманы, я считаю, балансируют на границе жанров, уходя то в трагикомедию, то в жесткую драму. Однако сам Валерий Петрович определил для себя эту историю, как производственную драму с сильным элементом мелодрамы. Кино делает режиссер и окончательную жанровую интонацию все равно задает он.

О сериалах

— Не считаю ли я сериалы новым видом кинематографа? Ну, это уже расхожая фраза СМИ, что западные сериалы заменили собой кино, которое превратилось в аттракцион. Это общие слова, которые не хочется повторять. Тут дело в чем: сериал — романная форма. Хороший сериал позволяет рассказать длинную историю. Но это вовсе не отменяет того, что в отечественном и зарубежном кинематографе продолжают выходить хорошие фильмы. А то, что стали появляться хорошие сериалы — по-настоящему хороших сериалов тоже можно пересчитать по пальцам одной руки. Сериалы — это просто другая форма повествования.

О будущем

— Мне не кажется, что «Оттепель» — это первая ласточка новой сериальной индустрии. Не так давно прошел замечательно сделанный сериал «Крик совы» Олега Погодина. Несомненно, были еще достойные примеры. Просто в случае «Оттепели», во-первых, фигура Валеры сыграла свою роль.Во-вторых, он начал говорить о тех вещах, о которых в наших сериалах говорить не принято. Я надеюсь, что будут появляться новые, интересные ТВ-истории — тут все же упирается в сценаристов. Если их будут привлекать, платить достойные деньги, им будет интересно заниматься своим делом, то тогда, возможно, наши сериалы станут также престижны, как, например, сериалы телеканала HBO.

Записали Евгений Ткачев и Арсений Омельченко

 

Читайте также: Южноуральские эксперты о грандиозных и не очень сериалах


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты