В Челябинской области проходит фестиваль «Панорама музыки России»

15 Апреля 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Фестиваль «Панорама музыки России» в зените Как наша газета уже сообщала, с 13 по 16 апреля в Челябинске проходит фестиваль «Панорама музыки России». Он, как научно-практическая конференция «Композитор в современном мире», приурочен к VI пленуму Челябинской организации Союза композиторов России и ее 25-летию.

Ирина Моргулес   

Фестиваль «Панорама музыки России» в зените Как наша газета уже сообщала, с 13 по 16 апреля в Челябинске проходит фестиваль «Панорама музыки России». Он, как научно-практическая конференция «Композитор в современном мире», приурочен к VI пленуму Челябинской организации Союза композиторов России и ее 25-летию.

В Челябинск прибыла большая группа руководителей Союза композиторов страны, а это, как правило, композиторы, музыковеды, педагоги, крупные музыканты-исполнители. Со своей стороны Челябинск показывает свои музыкальные и, главное, композиторские возможности. О программе четырех дней фестиваля мы уже сообщали. Напомним, что пять концертов, как и хореографическая притча «Аркаим», представляют публике творения современных российских композиторов, причем в основном региональных. О состоянии современной музыки в российских регионах мы беседуем с музыковедом, председателем Воронежской композиторской организации, секретарем Союза композиторов России, доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств Евгением Трембовельским.

- Фестивали, подобные тому, что проходит сейчас в Челябинске, действительно отражение того, что происходит сейчас в современной российской музыке?

— Да, вне всякого сомнения. Дело в том, что эти форумы проходят в самых разных концах страны. Мне доводилось участвовать в Новосибирске, Ростове-на-Дону, знаменитых Рахманиновских фестивалях в Тамбове, Свиридовских чтениях в Курске и так далее. Как правило, это сопровождается показом новой композиторской музыки из разных регионов. Дело в том, что в сегодняшних условиях мы разобщены во многом, и иной раз слышишь, как наши композиторы говорят, что, наверное, за Уралом тоже есть жизнь, наверное, там тоже люди творческого труда что-то делают, как бы нам об этом узнать. Шутки шутками, но очень важно, что Союз композиторов в числе других функций (просветительских, менеджерских, творческих) берет на себя и функцию собирательную: объединяет вокруг себя не только композиторов и музыковедов, но и исполнителей из разных концов страны. Сегодня в Челябинск съехались специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Якутии, Башкортостана, Новосибирска, Удмуртии, Красноярска… Я вот из Воронежа.

- Композиторы, с одной стороны, одинокие творцы, с другой — нуждаются в исполнителях и слушателях. Насколько музыка современных авторов встречает интерес у музыкантов и имеет выход к публике?

— На мой взгляд, в целом это катастрофа и кризис. В основном наша консерваторская профессура, которая воспитывает новое поколение музыкантов, сама училась в то время, когда даже Стравинский был под запретом, не то, что композиторы авангардного крыла. Педагоги воспитаны на классике, их порог современности — Скрябин. Эта традиция не нарушается. Оркестры, ансамбли, солисты пока на 99 процентов играют музыку Бетховена — Скрябина, Малера — Прокофьева. Того же Шнитке, Артемьева и так далее, можно, но сложно.

К счастью, у нас появились ансамбли современной музыки. Например, в Москве ансамбль, который создавался совместно Денисовым и Юрием Каспаровым. Надо назвать ансамбль «Студия» Московской консерватории, возглавляемый Владимиром Тарнопольским. Из периферийных — ансамбль «Каприччио» в Ростове-на-Дону… Какие-то оазисы современной музыки все же существуют. Хорошо, что в регионах и в Челябинске, в частности, исполняют произведения своих композиторов.

- А добиться внимания в столице композитору из провинции возможно?

— Это вообще проблема. Надо ведь и композитору отвечать духу современной музыки, композиторы тоже не всегда соответствуют нужному уровню.

Вот об этих проблемах и идет сейчас разговор как на научно-практической конференции, так и в концертных залах Челябинска. В воскресенье в Зале камерной и органной музыки лауреаты Международных конкурсов Елена Роткина (сопрано) и Леонид Кучумов (баритон) исполнили вокальные миниатюры челябинских композиторов, а Челябинский камерный хор под руководством народного артиста России Валерия Михальченко представил обширную программу из произведений современных композиторов страны.

На открытии фестиваля министр культуры правительства области Владимир Макаров вручил грамоты губернатора композиторам Татьяне Шкербиной, Алану Кузьмину, Анатолию Кривошею, Елене Попляновой и грамоту министерства культуры области Владимиру Веккеру, а заместитель председателя комитета по социальным вопросам ЗСО Владимир Горбачев — грамоты областного Законодательного Собрания музыковедам Татьяне Синецкой и Наталье Парфентьевой.

Вчера участники фестиваля и пленум возложили цветы к памятнику Сергею Прокофьеву, дали пресс-конференцию, в которой участвовал композитор, председатель Союза композиторов России, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Владислав Казенин.

Утром в академии культуры и искусств началась работа научно-практической конференции «Композитор в современном мире», а вечером в Концертном зале имени Прокофьева был дан симфонический концерт.

30.12.2019 | 11:26
Египет в бронзе. Скульптор из страны фараонов открыл в Челябинске памятник соотечественнику

С этим удивительным человеком мы встретились в Челябинском институте культуры на открытии изваянного им бюста знаменитого соотечественника, египетского писателя Нагиба Махфуза.

20.12.2019 | 14:03
История в кадре. Челябинский фотоклуб отмечает 60-летие

О том, как росло и мужало старейшее в стране фотообъединение, сегодня по-своему могут рассказать полторы сотни снимков. Их можно увидеть на открывшейся в Государственном историческом музее Южного Урала выставке, посвященной фотоклубу.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты