Гость из семнадцатого века

25 Октября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

В консервативности, в нежелании «задрав штаны бежать за комсомолом», чтобы тебя, не дай бог, не сочли не способным воспринимать новейшие театральные веяния, есть свой смысл и свое достоинство.
Последнее время я все больше и чаще прихожу к этой мысли на спектаклях наших театров. Самый недавний случай — спектакль златоустовцев «Тартюф»...

В консервативности, в нежелании «задрав штаны бежать за комсомолом», чтобы тебя, не дай бог, не сочли не способным воспринимать новейшие театральные веяния, есть свой смысл и свое достоинство.
Последнее время я все больше и чаще прихожу к этой мысли на спектаклях наших театров.

Самый недавний случай — спектакль златоустовцев «Тартюф», где декорации, добротные, тщательные, передают место и время действия пьесы, создают высокий трагедийный фон, костюмы приближены к историческим образцам (московский художник Б. Лысиков), текст сохранен максимально, звучит музыка Бетховена и Моцарта, роли прочитаны без желания непременно перелицевать их на свой манер, а следуя традиционному взгляду на великую пьесу.
Понимаю, что многим, особенно людям театра и искушенным зрителям, такой спектакль может показаться пресным: театр не школьный урок по литературе, и вообще, «нужны новые формы».

А если послушать реакцию зала? Как можно судить по ней, большинство зрителей содержания одной из лучших пьес мировой драматургии не знает. И что там происходит, чем дело кончится, не подозревает. Дай сегодняшним зрителям какую-нибудь крутую трактовку, можно их просто запутать.

А 22 октября во время конкурс-ного показа златоустовцами «Тартюфа» зал дышал спектаклем: зрители сопереживали происходящему в доме семьи Пернель, где обманом втеревшийся в доверие к хозяину под маской святоши мошенник пытается прибрать к рукам дом, убрать с дороги хозяина, заполучив к тому же его жену и дочь. Зал то замирал, то смеялся, то ахал от возмущения, то напряженно ждал развязки.

Работа для тех, кто в зале, была не самая легкая: спектакль шел больше двух часов, во время которых надо было думать. Мы от такой формы спектакля отвыкли. После антракта какая-то часть зрителей, возможно наиболее «продвинутых», в зал не вернулась, но оставшееся большинство устроило в конце овацию. Во многом, думаю, за то, что театр дал возможность познакомиться с великой пьесой спокойно, предложив не спеша насладиться Мольером.
Театр «Омнибус» не часто участвует в фестивалях за пределами области. Хотя за плечами не- однократные победы в фестивале театров малых городов России (в частности, с «Чайкой»), в чеховских фестивалях Таганрога. Всегда с классикой, которая здесь основа репертуара. И в Челябинске на фестивале «Сцена» он имел успех с «игроками» Гоголя, с «Фрекен Юлией» Стринберга, с «Доходным местом» Островского.

Но вообще-то «Омнибус» работает в расчете не на фестивали, а на своего златоустовского зрителя. Из дорог, лежащих перед театром, главной для себя определил просветительскую. И упорно идет по ней уже десятилетия, ставя спектакли-уроки для школьников, готовя к тому же постоянных зрителей для себя, чтобы они, став постарше, были готовы к встрече с классикой. Позиция, достойная уважения.

Главный режиссер театра — заслуженный деятель искусств России Борис Горбачевский, поставивший «Тартюфа», наиболее свободно чувствует себя в сфере психологического, реалистического театра. А это для театра просветительского самое то.

Что мы и видим в случае с «Тартюфом». Не могу сказать, что получилось все, чего хотел театр. Силы труппы все же ограничены. Но то, что здесь сумели вырастить актера, способного вполне достойно сыграть Тартюфа, — уже кое-что. Помню Максима Фаустова в роли Жадова («Доходное место»), где он был юн, трогателен, но весьма неуверен в роли. Сейчас это зрелый артист, которому, хочется верить, доступно многое.

Из других исполнителей в этом спектакле никого особо отмечать не буду, не потому что некого, а потому, что ансамбль ровный: заслуженный артист России Юрий Чулошников (Оргон), Оксана Заславская (Эльмира), Светлана Суханцева (Дорина), Ольга Зацепина (госпожа Пернель), Игорь Вершинин (Клеант)…

ИРИНА МОРГУЛЕС

Поделиться

Сегодня | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты