Объект для объектива: ярко и красиво
В центре зала под стеклом лежат пять тяжелых томов «Челябинская область в фотографиях: 1900-2000». Для объединения «Каменный пояс», включающего в себя издательство, отмеченное многими призами за выпущенные им фотоальбомы, этот результат их труда, пожалуй, пока наиболее весомый. Найденные в архивах, государственных и личных, семейных, взятые у фотографов, участвовавших в событиях, снимки в пяти толстенных книгах дают четкое представление о быстротекущем времени. Мгновения пойманы, остановлены. Из них и состоит история. Нравится нам наше прошлое или нет, это уже другой вопрос. Но вспомним, что у слова «объективность» общая основа со словом «объектив» — объект.
В центре зала под стеклом лежат пять тяжелых томов «Челябинская область в фотографиях: 1900-2000». Для объединения «Каменный пояс», включающего в себя издательство, отмеченное многими призами за выпущенные им фотоальбомы, этот результат их труда, пожалуй, пока наиболее весомый.
Найденные в архивах, государственных и личных, семейных, взятые у фотографов, участвовавших в событиях, снимки в пяти толстенных книгах дают четкое представление о быстротекущем времени. Мгновения пойманы, остановлены. Из них и состоит история. Нравится нам наше прошлое или нет, это уже другой вопрос. Но вспомним, что у слова «объективность» общая основа со словом «объектив» — объект.
Объекты для своих объективов выбирают люди с фотоаппаратами. Хорошо, что их много и у каждого свои пристрастия. Иначе мир предстал бы обедненным, а история искаженной.
На выставке, что представлена в Зале Союза художников России, посвященной 25-летию творческого объединения «Каменный пояс», мир предстает несколько иным, нежели в тех пяти томах, что заслуженно являются главной гордостью этого содружества.
Словно устав от погони за ускользающим временем, фотомастера и любители сосредоточили свое внимание на том, что редко находит место на печатных страницах, разве что в глянцевых журналах.
Это прежде всего пейзажи. Они на выставке присутствуют в многообразии, таком же, как в окружающем нас пространстве: от потрескавшихся балясин старого дворика через родные уральские уголки до океанских просторов и каньонов на противоположном полушарии. Все очень красиво, все в примирении с человеком, либо плотно поселившимся в облюбованном им месте, либо сохранившим его в девственной нетронутости. Конфликта между природой и человеком нет.
Влияние рекламных изданий, которые дают возможность творческого решения жестко ограниченной требованиями заказчика коммерческой задачи, пожалуй, и вызвало всплеск поиска передачи прежде всего силуэта, фактуры, цвета. Содержание снимков ушло на дальний план. Это, увы, необходимый этап ученичества. Кто сумеет сказать новое слово в том, что давно освоено за рубежом, и сумеет ли, сказать трудно.
Жанра мало. И появляется он у фотографов, ранее или до сих пор связанных с работой в оперативной печати. Вообще биение жизни чувствуется больше всего в старых, иногда черно-белых снимках, где на первом плане человек в непростых жизненных обстоятельствах. Он может быть прекрасным, ужасным или будничным, но интереснее его, на мой взгляд, ничего нет.
Если «Каменный пояс» продолжит издание «Челябинская область в фотографиях: 2001-2010», не знаю, что из представленного на юбилейной выставке сможет туда войти. А если целиком из этой выставки сделать видеоряд книги, потомки нам крупно позавидуют, сочтя, что жили мы в беспроблемное время в красивых ландшафтах и интерьерах.
«Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад…» Тут я полностью согласна с Пушкиным. Хорошо побыть среди красивых видов, интерьеров, тел и т. д. и т. п.
Выставка действительно красивая.
Поделиться