За недельку до двадцать второго был поставлен Андреем Житинкиным «Портрет Дориана Грея» в театре имени Наума Орлова

5 Июня 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Заголовок расшифровывается просто: премьера состоялась 22 мая, ровно за неделю до нее в театр приехал постановщик — народный артист России, лауреат российских и международных премий Андрей Житинкин, и начались репетиции под его руководством. До того постановщик двумя месяцами ранее приезжал в Челябинск и провел с артистами читку своей пьесы по роману Оскара Уайльда. В перерыве между встречами с мастером артисты были предоставлены самим себе.

Ирина Моргулес   

Заголовок расшифровывается просто: премьера состоялась 22 мая, ровно за неделю до нее в театр приехал постановщик — народный артист России, лауреат российских и международных премий Андрей Житинкин, и начались репетиции под его руководством. До того постановщик двумя месяцами ранее приезжал в Челябинск и провел с артистами читку своей пьесы по роману Оскара Уайльда. В перерыве между встречами с мастером артисты были предоставлены самим себе.

Такие сжатые сроки работы над спектаклем, естественно, вызвали некоторое недоумение. Объяснение, что именно такой подход к созданию спектаклей сейчас стал мировой практикой, все так работают, я услышала в телевизионном интервью недавнего директора театра Александра Кондрашова.

Ну, вообще-то единой мировой практики создания театрального произведения нет. Каждый режиссер работает как считает нужным или укладывается в те условия, что возможны. У нас в стране за неделю порой ставятся те спектакли, что создаются с единственной целью — прокатиться по городам и по-быстрому собрать жатву. Но для репертуарного театра такая практика пока редкость, хотя, конечно, необходимость выживать в конкурентной борьбе заставляет считать время и деньги, концентрироваться в работе, что зачастую приносит пользу и творчеству.

Право театра, режиссера — создавать спектакль так, как считают нужным. Важен результат.

Театр (сошлемся на программку) определяет жанр спектакля как психологический триллер, режиссер говорил на пресс-конференции об особом эмоциональном, чувственном театре…

Но то, что было показано на премьере, представляло собой краткий пересказ сюжетной линии романа Оскара Уайльда, не больше.

Появление на сцене Степана Арефьева — Дориана Грея было обещанием попадания в десятку, так подходит он к роли по внешним данным: неподдельная молодость, прекрасная улыбка, красивые торс и ноги — то, что нужно для образа юноши, чью красоту хотелось сделать нетленной не только ее обладателю. И хоть для этой роли нужна не только ангельская внешность, все же предпосылки для того, чтобы взять в работу именно «Дориана Грея» у театра были веские.

Исполнитель роли циника лорда Генри Уоттона в театре точно есть, народный артист России Борис Петров. Тем более он уже дважды играл в спектаклях, поставленных Андреем Житинкиным в нашем театре, роль во «Французском квартале» была в свое время признана лучшей на областном фестивале «Сцена».

Остальные роли в любом театре разойдутся.

Так что весь вопрос в том, какую задачу поставил режиссер перед артистами. Если судить по премьерному спектаклю — не столкнуться ненароком лбами на сцене в незатверженных мизансценах.

Артисты совершили подвиг, взяв на себя компенсацию режиссерской недосказанности. Если для опытных Бориса Петрова, заслуженных артисток России Татьяны Каменевой (герцогиня Глэдис Монмаут), Татьяны Скорокосовой (проститутка Дикая Кошка), дважды, как и Петров, игравшей в спектаклях Житинкина, задача была более-менее посильной, то даже для имеющих солидный сценический багаж Николая Осминова (Бэзил Холлуорд), Владлены Ивиной (актриса Сибила Вэйн), Петра Жуйкова (Джеймс Вэйн), Дениса Кирша (Алан Кэмбел) более серьезная поддержка режиссера не была бы лишней. Это ведь сам Житинкин не в первый раз обращается к «Портрету Дориана Грея» (ставил его в театре на Малой Бронной), артисты же в уальдовский водоворот порочных страстей попали впервые. Не только комедии Оскара Уайльда нуждаются в стильности при постановке, куда более сложный «Портрет…» — не менее.

А каково пришлось молодым артистам Максиму Терлецкому (Андриан Синглтон) и особенно Степану Арефьеву, исполнителю главной роли? Их просто бросили, как котят в воду. Наверное, поэтому ослепительный в начале спектакля Дориан Грей Арефьева в дальнейшем просто «рвет страсти», его лицо искажается, и на нем, как и на оставшемся неведомым зрителям портрете, отражается все больше и больше пороков. Такое умение наверняка пригодится артисту в дальнейшем, в других ролях, но насчет обаяния порока говорить не получится…

Сценограф Олег Петров выстроил на сцене красивую стильную лестницу, оставшуюся необыгранной, единственно что убийство и расправа с портретом происходят, как и в романе, наверху.

Ну недоделанный спектакль! И пусть не успокаивают аплодисменты под занавес. Зрители получили простенький, легкоперевариваемый сюжет о злодее со справедливым возмездием в конце. Легкое зрелище. И это Оскар Уайльд?

Андрей Житинкин — режиссер с именем, мастер. В нашем театре он поставил две пьесы Теннесси Уильямса — «Внезапно прошлым летом» (1994) и «Француз-ский квартал» (1997). Хорошие спектакли. В те годы, похоже, «мировая практика» таких скоростей, как в нынешний приезд мастера, еще не достигла: работе над одним Житинкин отдал три недели, над другим — полтора месяца. На этот раз режиссер прибыл для завершения работы 16 мая, убыл днем 22 мая, не оставшись на премьеру. Был бы результат — кто бы эти дни считать стал.

На программку театр вынес цитату из предисловия Оскара Уайльда к «Портрету Дориана Грея»: «Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство». «Скрыть художника» на этот раз Житинкину удалось.

P. S. Как правило, в любом спектакле профессионального театра можно найти что-то заслуживающее особого внимания. В «Портрете Дориана Грея» таковым считаю брючный костюм герцогини Глэдис Монмаут, прихотливо вышитый и расшитый стразами. Ручной работы на него ушло столько, что он мог бы претендовать на место в моде от кутюр. Осмелюсь предположить, что времени и труда на него ушло не меньше, чем на весь репетиционный период спектакля.
26.10.2018 | 09:48
Челябинская художница пытается расшифровать коды древнерусской цивилизации

В Челябинской картинной галерее открылась выставка Елены Щетинкиной. И на этот раз самая эпатажная южноуральская художница смогла удивить, подарив нам две эклектичные, на первый взгляд, экспозиции — пастели из цикла «Песни Гамаюн» и инсталляции на тему «Театр сервиза».

19.10.2018 | 11:47
Мозг не по Карнеги. Ася Казанцева в Челябинске опровергает мифы о медицине и психологии

Благодаря Информационному центру по атомной энергии, одним из самых ярких участников Южно-Уральской книжной ярмарки в Челябинске стала известный в мире научный журналист и писатель Ася Казанцева.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты