АРТ-КЛУБ «ШЛЯПА»: встреча седьмая

27 Ноября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

«— Простите, если я пойду по этой улице, там будет вокзал? — Он там будет, даже если вы туда не пойдете».
Этот анекдот, рассказанный хирургом, профессором Сергеем Пышкиным, прозвучал в ходе диспута «Кому она нужна, эта классика?», который стал основной темой седьмой встречи в арт-клубе «Шляпа».

«— Простите, если я пойду по этой улице, там будет вокзал? — Он там будет, даже если вы туда не пойдете».
Этот анекдот, рассказанный хирургом, профессором Сергеем Пышкиным, прозвучал в ходе диспута «Кому она нужна, эта классика?», который стал основной темой седьмой встречи в арт-клубе «Шляпа».

Классика:
джентльменский набор?

Тему предложил и дал затравку разговору историк Владимир Боже. Он подготовился к разговору очень серьезно и обрушил на головы присутствующих сразу несколько направлений, по каждому из которых могла бы состояться отдельная дискуссия:
Не существует
общемировой классики.
С течением времени
наше отношение к классике меняется.
Изучаемая классика —
отражение потребности
государства.
Нужна ли классика конкретному индивидуму? И для чего?
Классиков больше уважают, чем читают.
У каждого из нас своя
классика.

Классика — что-то вроде джентльменского набора, с помощью которого создается имидж культурного человека…
Он еще не закончил озвучивать свои тезисы, а собравшиеся уже рвались в бой.
Специалист по современному танцу Аарт Хаугей: «Почему определенные произведения литературы, музыки и так далее остаются во времени, а остальные нет? Классика — не то, что популярно и даже не то, что воспринимается. Пример — «Улисс» Джеймса Джойса, который осилит не каждый. Это то, что отражает ценности общества, которое представляет, это то, что должно нас наставлять, но не поучать».

Искусствовед Ирина Духина: «Что такое классика, не люди определяют, а выбирает время. Вспомним слова великого режиссера и театрального художника Николая Акимова: «Не бывает классики на все времена». Когда животное заболевает, оно ищет ту травку, которая может стать для него лекарством. Так и люди прибегают к помощи того из обширного классического наследия, что может стать лекарством именно от той боли, что мучает в тот момент».
Органист, заслуженный артист России Владимир Хомяков привел примеры того, как художник, не очень-то востребованный при жизни, вдруг возрождается, когда его творчество становится созвучным человеческим страстям. И пример — судьба произведений Иоганна Себастьяна Баха».
Свое слово о воздействии классики на их мир захотели сказать почти все присутствующие. И такая возможность у них была.

Сергей Пышкин: «До меня дошло, что классика — это классика, в сорок пять лет. Я тогда сдуру стал депутатом, председателем комиссии по здравоохранению, начал бороться за все это дело, получил по морде… И как-то открыл сонеты Шекспира в переводе Маршака: «Зову я смерть, мне видеть невтерпеж достоинство, что просит подаянье…» Значит, это было во все времена? Не одному мне хреново, так уже было. И это послужило лекарством. И то же самое, когда я перечел «Войну и мир». Помните, как Толстой описывает переговоры Александра I с Наполеоном, заключение Тильзитского мира? Он описывает, как важно, кто кому из придворных руку пожмет, как поклонится. А дальше такая фраза: «А между тем настоящая жизнь людей шла мимо, независимо от этих переговоров, с ее болезнями любви и ненависти, болезнью и здоровьем…» И он, кстати, перечислил все характеристики человеческой жизни, я, как ни пыжился, ничего добавить не смог...»
Разговор был очень эмоциональным, естественно нестройным. К какому-то конкретному выводу не пришли, если не считать аналога анекдота, приведенного в самом начале этого репортажа: «Если мы даже не пойдем к классике, она все равно есть и будет».
Встреча в арт-клубе не научно-теоретическая конференция. И задача разговора — не определение истины, а эмоциональный толчок для раздумий каждого на предложенную тему. Но уже наедине с собой. И — если тема взволнует.
Неслучайно именно в стиле арт-клуба встреча началась с народной поездной песни «Знакомый нам всем по портретам граф Лев Николаич Толстой…», которую в толстовской бороде и босиком исполнил заслуженный артист России Николай Ларионов.

А закрыли тему просмотром записи театрального капустника 2002 года «А кому она нужна, эта классика?», где рассматривался судебный иск критиков к режиссерам, которые обвинялись в том, что ставят сплошь классику и не пускают на сцены современную драматургию.
Интересно, что и тема не устарела, и смешно по-прежнему. А среди участников «процесса» немало тех, кто сегодня является членами «Шляпы»: Татьяна Темерова, Ирина Духина, Любовь Ивлева, Лариса Новоселова, Елена Радченко, Татьяна Каменева, Ирина Моргулес.
Потом перешли к уже традиционному обмену наиболее яркими впечатлениями.
Галина Петросова, чья фотовыставка «Глубокая вода венецианцев» украсила стены киноцентра имени Леонида Оболенского, рассказала, как снимала вечность в Венеции.
Лариса Новоселова, недавно ставшая сотрудником театра «Манекен», поведала о том, как серьезное и комическое сплетается в театральных буднях.

Аарт Хаугей и дважды лауреат «Золотой маски» Ольга Пона с грустным юмором рассказали о жутких очередях в миграционной службе, куда Аарт (гражданин Нидерландов) вынужден обращаться за регистрацией, в очередной раз возвращаясь из поездок в Челябинск, где они, муж и жена, живут уже восемь лет.
Профессор ЧГАКИ Любовь Ивлева поделилась радостью от успешного выступления ансамбля института во Франции, а заведующая кафедрой дизайна костюма Яна Кочкина рассказала о том, как сейчас в ЧГИ создаются наряды для фольклорного ансамбля ЧГАКИ.
Заслуженные артисты России Татьяна Каменева и Николай Ларионов вспомнили о радостных днях гастролей театра имени Наума Орлова в Костанае, в которых принимали участие и он, и она, а Татьяна еще и о поездке в Москву на фестиваль «Новая драма».

Владимир Хомяков рассказал, как в Тюмени увидел маленький старинный орган. Он — единственный в Сибири, а всего таких уникальных инструментов в стране два, первый в Пушкине, в музыкальной школе.
Обозреватель «Южноуральской панорамы» Лидия Старикова еще не остыла от того, что четыре месяца назад стала «трижды бабушкой Российской Федерации», и в рассказе о Настеньке захлебывалась от счастья.
Атмосфера была такой, что гость клуба — редактор портала «Город Ч» Марианна Шамина сказала: «Надо же, куда не придешь, все говорят о кризисе, а здесь — о любви!»
Ну, о кризисе тоже разговоры были. Татьяна Темерова сообщила, что дальнейшая судьба редактируемого ею журнала «Автограф» не ясна. Издание просуществовало десять лет, вышло 32 номера, оно не знает аналогов в стране. Но без государственной поддержки вряд ли сможет выжить.
О страхах, связанных с финансовым кризисом, говорили директор областного музея искусств Станислав Ткаченко, артисты.

Но кризис кризисом, а жизнь продолжается: классика по-прежнему привлекает внимание тех, кто привык читать и думать, дети рождаются, и существует круг людей, с которыми тебе хорошо быть вместе…
Кстати, «есть установка весело встретить Новый год». Кто-то против?

Поделиться

Вчера | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты