Майский воздух

14 Мая 2009 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Майский воздух, словно брага.
В небо чистое гляжу.
У берлинского рейхстага
На скамеечке сижу…

Майский воздух, словно брага.
В небо чистое гляжу.
У берлинского рейхстага
На скамеечке сижу…

Прелесть какая: точное, непафосное, не претендующее на обобщение, а сугубо личное ощущение пьянящей атмосферы победных дней.
Почему я никогда раньше не слышала этой песни? Нет, конечно, знатоком песен военных лет я себя не считаю, специально ими не занималась. Но ведь я из того, увы, уже уходящего поколения, по которому война, пусть в раннем детстве, но прошлась. И музыка сороковых — то, на чем мы выросли.


Оказывается, «Майский воздух» не что-то вызревшее в фольклоре (а ведь похоже — у рейхстага лирический герой песни сидит, как на завалинке в родной деревне или в городском саду), у песни есть авторы, да не какие-нибудь малоизвестные, а классики советской песни: композитор Исаак Дунаевский и поэт Сергей Алымов. А вот поди ж ты, прекрасная песня как-то осталась в тени, всенародно известной не стала.
Удивляться тут нечему: не сотни, а тысячи песен были созданы советскими композиторами и поэтами в годы войны. Судьбы у них, как у людей, разные. Чье-то появление совпало с успехами на фронтах, какой-то песне достался популярный первый исполнитель. А какие-то так и остались там, для чего были написаны: в репертуарах фронтовых концертных бригад, выпусках киносборников. Выделиться из обилия прекрасных песен непросто.


Вот и песню о том, как «присели на досуге погреться у костра две девушки-подруги: связистка и сестра», тоже вроде бы впервые слышу. А это опять же Исаак Дунаевский, но слова Ольги Фадеевой. Значит, уже много после войны написано, Фадеева, судя по справочнику «Писатели Москвы», 1937 года рождения… Песня милая. И песню «По мосткам» о танкистах не помню, а ее авторы — просто корифеи песни: композитор Борис Мокроусов и поэт Александр Фатьянов. Какие же пласты песенного богатства военного времени еще не подняты… Уже за попытку вернуть эти шедевры к жизни надо говорить спасибо тем, кто пытается это сделать.
Рыться в памяти меня побудила состоявшаяся 8 мая премьера Челябинского государственного областного театра кукол имени Валерия Вольховского «Победа». Это музыкальный спектакль, который по замыслу автора либретто, режиссера-постановщика за-служенного артиста России Александра Борока и музыкального редактора, вокального аранжировщика и хормейстера Гильды Казарцевой, состоит в основном из песен военных лет.
А, впрочем, выбор был четко ограничен темой — лирические песни и системой выбора — то, что не запето до дыр, малоизвестно.
Хотя главная тема та же — о солдатах, которые «всех врагов перебьют и вернутся до дома, где задумчивый сад и плакучая ива…» и «Я знаю, родная, ты ждешь меня, хорошая моя». По этим цитатам вы уже поняли, что без широко известных песен не обошлось, но это все же исключения. Задачу — познакомить зрителей с песнями «второго эшелона» и доказать, что песенное наследие сороковых практически неисчерпаемо, театр выполнил на примере почти 25 песен.


В спектакле, посвященном песенной лирике военных лет, нет ни «Землянки», ни «Темной ночи», ни «Случайного вальса», ни «Соловьев», ни «В лесу прифронтовом», ни даже «Синенького скромного платочка…», «Огонька», «Катюши»...
Они сейчас звучат постоянно, не только в майские дни, отовсюду, в разных исполнениях — традиционном и перекроенными на современный лад, причем порой так, что хочется защитить эти песни охранными грамотами как памятники истории и культуры, хотя понимаешь, что нельзя у новых поколений требовать следования каноническим образцам — они не смогут воспринимать эту музыку как часть своего музыкального мира.
В Театре кукол поют, не нарушая традиций. И поют хорошо, здесь высокая культура пения. Двенадцать артистов в живом плане исполняют песни так, будто мы находимся на концерте где-то вблизи передовой линии, «нынче у нас передышка, завтра вернемся к боям». Этому ощущению способствует и аранжировка на инструментальной фоно-грамме Дмитрия Михеева, и сооружение-трансформер, которое напоминает то борт грузовика, то землянку, а то и околицу села.


Спектакль мне лично дорог передачей той атмосферы предпобедных дней, что несут выбранные театром песни. Выбор очень точный, поэтому когда вдруг в него врезаются хорошие, но созданные в другое время и с другим, уже подытоживающим взглядом на достижения и потери минувшей войны песни (из кинофильма «Вариант «Омега» — музыка Д. Троцюка, слова Роберта Рождественского, из сериала «День за днем» — слова Михаила Анчарова, музыка Ильи Катаева), это сразу становится заметно.
То, что Театр кукол именно таким образом отметил 64-ю годовщину Победы, конечно же, возражений вызвать не может. Но у любого творческого коллектива есть вершины достижений — спектакли, по которым можно судить о месте очередной премьеры: выше это уже достигнутого или до того памятного успеха, увы, не дотянулись. У нашего Театра кукол в относительно недавнем прошлом был спектакль «История любви» тех же авторов Александра Борока и Гильды Казарцевой плюс Сергей Плотов.
В том спектакле актрисы исполняли самые разные песни: трагические, лирические, пародийные и так далее. Так вот по сравнению с той россыпью творческих находок нынешний спектакль беднее, монотоннее.


Каждый раз, когда видишь артистов Театра кукол, выступающих в живом плане, задумываешься, во имя чего они отказываются от такого волшебного инструмента как кукла, которой подвластно выразить почти все, даже то, что не дано человеку.
В «Истории любви» было ради чего. О «Победе» с уверенностью этого сказать не могу…
Тем не менее спектакль «Победа» есть, он неплох. Хочется, чтобы его увидели не только ветераны, но прежде всего молодые — старшеклассники, студенты. Для того хотя бы, чтобы услышать другую музыку, не ту, что обрушивается на них отовсюду. Причем не по телевизору, а живьем, как было.

Поделиться

Сегодня | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты