Оптимистична ли оптимизация?

27 Августа 2009 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Конфликт с Челябинской организацией Союза художников России из-за творческих мастерских, длящийся уже три месяца и до сих пор не разрешившийся, лишение финансирования джазовых коллективов «Уральский диксиленд» и «Академия»...

Конфликт с Челябинской организацией Союза художников России из-за творческих мастерских, длящийся уже три месяца и до сих пор не разрешившийся, лишение финансирования джазовых коллективов «Уральский диксиленд» и «Академия», отказ в аренде помещения в историческом здании по улице Воровского обществу «Знание» и, как последняя капля, резкая смена финансовых взаимоотношений с муниципальным театром «Манекен»… Эти решения городских властей Челябинска вызвали напряженность в кругах челябинской общественности. Почему именно творческие коллективы стали первыми жертвами антикризисных мер? Этот вопрос широко обсуждается в средствах массовой информации. «Южноуральская панорама» обратилась за разъяснениями к председателю Челябинской городской думы Борису Видгофу.

Борис Ефимович честно сказал, что интервью он давать не хочет. Уже много чего по этому поводу сказано, в том числе и мэром Челябинска Михаилом Юревичем. Все эти высказывания, если угодно, пресс-служба думы может предоставить газете.
Я попросила дать ответ хотя бы на один вопрос, который, насколько мне известно, пока никто не задавал:

Городская власть, отказывая в финансировании профессиональным коллективам, оставляет под своим крылом ЛИШЬ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

— Среди мнений о действиях в отношении творческих коллективов существует и такое: городские власти пытаются подобным образом переложить свои финансовые проблемы на плечи области. Насколько это справедливо?
— У нас работает комиссия по оптимизации расходов. И начали мы, что администрация, что городская дума, с себя — по-жесткому уменьшили, например, зарплаты. Из восьми автомобилей оставили только три. И так далее.
Что же касается джазовых коллективов, то мы оставили финансирование «Беби-джазу». Это дети, это входит в круг наших приоритетов и наших полномочий. Что же касается профессиональных коллективов, то они по справедливости должны сами зарабатывать себе на жизнь. Я с детства знаю и люблю ансамбль «Уральский диксиленд», но теми деньгами, что они зарабатывали, музыканты с городом не делились. И это — будучи на полном обеспечении.
Короче, то, что касается детей, находится в круге городских полномочий, а профессиональное искусство, как и профессиональный спорт, — в сфере областного и федерального финансирования. При Вячеславе Тарасове некоторые были приняты на полное обеспечение. Но сейчас кризис…

— Ну это же не первый кризис, который мы переживаем. Вспомните хотя бы дефолт 1998 года…
— Но тогда эти коллективы не были на балансе города. А сейчас именно кризис заставил нас отказаться от всего, что не входит напрямую в наши полномочия. Что касается «Манекена», это в прошлом студенческий коллектив…

— Он уже давно работает на правах профессионального муниципального театра.
— Пусть даже так. Хотя в обязанности города не входит финансирование театров и других профессиональных коллективов. Пока существовала такая возможность, это было. Сейчас театру оставлено тоже немало: прекрасное помещение, которое является собственностью города, причем город оставляет за собой оплату его содержания: коммунальные платежи, ремонт и так далее. «Манекену» остается лишь заработать себе на зарплаты, на развитие и на творчество. По-моему, это очень справедливо. Особенно в нынешней ситуации.

— Но штатное расписание, спущенное театру, надежды на нормальное существование не оставляет…
— Это не ко мне, а к городскому управлению культуры. На иждивении у города хотели бы находиться многие, но возможности такой нет. Я целиком поддерживаю точку зрения мэра Михаила Юревича, высказанную им на аппаратном совещании в минувший понедельник: «У нас очень много творческих коллективов и кружков разных направлений. Все они мечтают быть на содержании бюджета. Но город Челябинск не может себе этого позволить».
Я ничего не могу сказать о ситуации с творческими мастерскими художников.

— А освобождение здания по улице Воровского для чиновников? Вы говорите «сокращаемся», а чиновников, похоже, становится все больше и больше. Им в очередной раз не хватает помещений…
— Нет! Вы поймите правильно, я вам точно говорю: по решению комиссии по оптимизации численность всех управлений сократилась на пятнадцать процентов. И если мы переезжаем, это потому, что ужимаемся, освобождаем арендуемые помещения.
Мы вынуждены экономить во всем. Ситуация тяжелая. Огромное хозяйство. Масса проблем. И вряд ли вы упрекнете нас, что какой-то жилой дом или дет-ский сад замерз, и еще тому подобном. Тьфу-тьфу-тьфу! Это говорит о том, что работа ведется, само по себе ничего не делается. Инфраструктура развивается.

— Но доля городского бюджета, сэкономленная на культуре, такая маленькая его часть...
—    Здесь не соглашусь. Потому что я-то эти деньги знаю на ощупь. Когда я предлагаю учреждениям культуры, творческим коллективам активнее искать спонсоров, меценатов, я знаю, что говорю,— как депутат, как в прошлом предприниматель…

Борис Видгоф — выпускник Челябинского государственного института культуры и искусства (сейчас — ЧГАКИ), в его дипломе стоит: «методист-организатор клубной работы». Он известный меценат. Вкладывает свои личные деньги в академию культуры и искусства, детский спорт и тому подобное.
Мы предложили главе думы изложить его точку зрения на события, которые не прибавили авторитета городским властям, особенно в творческих кругах, поскольку решения, осложняющие жизнь людям искусства и культуры, очень непопулярны. Обмен мнениями — путь к взаимопониманию между властью и людьми искусства.
А события продолжают развиваться. В пятницу, 28 августа, состоится общее собрание членов Челябинской организации Союза художников России…

Поделиться

Сегодня | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты