Я б сдох, как пес, от ностальгии…

22 Сентября 2011 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
Я б сдох, как пес, от ностальгии…

Открытие сезона в совместном проекте «ЮП» и киноцентра имени Леонида Оболенского

Открытие сезона в совместном проекте «ЮП» и киноцентра имени Леонида Оболенского

В минувший понедельник члены арт-клуба «Шляпа» собрались на свою двадцать восьмую встречу, которая началась
по традиции с песни в исполнении заслуженного артиста России Николая Ларионова.

Следы, оставленные здесь

На этот раз под свою итальянскую гитару Николай Геннадьевич пел не Окуджаву, Высоцкого или Кима, а произведение нашего земляка Олега Кульдяева «Над вечерним Челябинском».

Как всем известно, в эти дни отмечается и еще долго будет отмечаться 275-летний юбилей города, в котором мы живем. Разве это не повод для серьезного разговора?

Для начала слегка углубились в прошлое. Кандидат исторических наук Гаяз Самигулов, чья книга «От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости» недавно удостоилась Гран-при на областном конкурсе издательского дела и полиграфии, рассказал прелюбопытную историю, как  вояжу императрицы Екатерины II в Крым наши тогдашние земляки должны были для организации процесса путешествия предоставить коней, повозку и сопровождающих это людей. Во что это обошлось, как были растрачены деньги и кто при этом понес убытки?

История любопытна тем, что ситуация заурядная и для того времени, и для наших дней.

Куда мы и вернулись.

Выяснилось, что большинство членов «Шляпы» — не уроженцы Челябинска. Кого-то привезли в детстве, порой самом раннем. Кто-то приехал сюда учиться и осел в понравившемся городе или приехал по окончании вуза. Есть и другие варианты: прибыл на ударную стройку, или нашел здесь устраивающую его или ее работу, женился или вышла здесь замуж… Короче, «понаехали».

Коренных челябинцев, тех, кто «где родился, там и пригодился», тоже немало. Чьи-то предки живут здесь «спокон века», чьи-то в разные времена приехали в город, стоящий на пересечении путей во все четыре стороны, в поисках лучшей доли. Ну и жестокие ветры двадцатого века...

Все члены клуба — люди взрослые, состоявшиеся. Многие могли бы быть востребованы за пределами областного центра на Южном Урале, хорошо поездили по всему миру, не говоря уже о родной стране, побывали в местах, куда более удобных для жизни.

И тем не менее, все мы живем здесь. Иногда жалуемся друг другу на трудности, иногда поругиваем Челябинск… Но — никуда не уехали.

Об этом и размышляли члены клуба: профессор, доктор медицинских наук, хирург Сергей Пышкин, член-корреспондент Академии медицинских наук, глава федерального онкологического центра Андрей Важенин, народная артистка России Наталья Заварзина, профессор ЧГАКИ Любовь Ивлева, арт-менеджер Лариса Новоселова, обозреватель «Южноуральской панорамы» Лидия Старикова…

Вспоминали дома и дворы, в которых выросли, друзей, учителей и в прямом школьном смысле, и тех, кто помог достичь высот в профессии и ориентироваться в том, что хорошо и что плохо.                                                          

Говорили о том, как острая тоска по родным местам настигала в прекрасных городах, готовых принять к себе. Задумывались даже о том, что здесь, где совсем непросто живется, есть какая-то энергетическая подпитка, какая-то притягательная сила, обусловленная, возможно, тектоническим разломом…

Но объясняли притягательность Челябинска и более житейски понятными фактами. Например, инженер и музыкант Вениамин Алексей СеребряковБеленький, чья юность прошла в знаменитом студенческом театре «Манекен», говорил о том, что здесь есть или по крайней мере в те годы была, как ни странно, свобода творчества. И еще: стройки конца 20-х — начала 30-х годов и война прибили к городу много образованных, ярких людей, которые создали здесь особую интеллектуальную атмосферу.                                                                                                     

Педагог и теоретик современного танца Аарт Хаугей тоже говорил, что в далекий город на Урале его, голландца, привлекла возможность реализовать свои творческие замыслы. Ну и, конечно, любовь к Ольге Пона.

А вот стронгмен с мировой известностью грустно заметил, что, возможно, ему придется уехать, потому что здесь, где живут и работают одни из самых сильных спортсменов-силовиков России, силовым видам спорта уделяется очень мало внимания.

Не надо думать, что верность родному или ставшему родным городу некритична. Члены арт-клуба видят недостатки в его жизни, замечают ошибки местных властей.

Но не зря в заголовок вынесена строка Павла Когана:

Я б сдох, как пес, от ностальгии

В любом кокосовом краю.

Взгляд из недавнего прошлого

На стенах квартиры-музея Леонида Леонидовича Оболенского, где находится Кинообразовательный центр его имени и где проходят встречи арт-клуба «Шляпа», очередная фотовыставка: череда портретов наших известных современников, явно снятых минимум 15—20, а то и больше лет назад. Кто-то из членов «Шляпы» узнал руку фотомастера: снимал Семен Переплетчиков, а кто-то впервые услышал это имя.

Историк Владимир Боже, организовавший выставку, поведал, что жил и снимал в нашем городе необычный человек, родившийся в 1931 году, ребенком эвакуированный из Харькова, сменивший несколько школ, перебравший несколько профессий — от рабочих: лекальщик, токарь, слесарь — до артиста, руководителя детских коллективов, журналиста. Мотавшийся по городам и весям нашей необъятной страны. Неухоженный, какой-то бесприютный. То, что называется, со странностями. Но — широко начитанный и хорошо самообразованный.

Он умер в 1994 году. То, что представлено на выставке, работы Семена Григорьевича Переплетчикова, созданные в разные годы. Это портреты, принесшие известность мастеру еще при жизни: Владимира Спивакова, например, опубликованный в свое время на первой странице «Нью-Йорк таймс» и удостоенный премии этой газеты, разошедшийся по многим изданиям разных стран портрет академика Андрея Сахарова, молодой целующийся Иосиф Кобзон, совсем юный Андрей Макаревич…

— Он умел совершенно свободно находить общий язык с самыми разными людьми, они раскрывались перед мастером, — рассказывает Владимир Боже.

…А потом просто сидели, допоздна разговаривали. О том, о сем: о жизни. Как всегда, кто-то ушел пораньше, например, режиссер и актер Олег Хапов, пришедший на встречу с сынишкой, которому третий год. Мальчик вел себя на удивление спокойно, никому не помешал.

На экране совершал стриптиз кузнечик: освобождался от старой шкурки.

Увлечение Владимира Боже — фотография насекомых, причем не каких-то экзотических, а самых обыкновенных, местных, как этот изумрудно-зеленый кузнечик, который живет на поляне неподалеку от дома Боже — на северо-западе нашего города.
Что ж, он тоже челябинец…

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты