Саша по фамилии Блок

17 января 2013 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Где-то во второй половине восьмидесятых прошлого века в архипопулярнейшем тогда журнале «Огонек», где редактором был Виталий Коротич, появилась статья, переполошившая всех, кому хотя бы по памяти о школьной программе было известно имя Александр Блок.

Где-то во второй половине восьмидесятых прошлого века в архипопулярнейшем тогда журнале «Огонек», где редактором был Виталий Коротич, появилась статья, переполошившая всех, кому хотя бы по памяти о школьной программе было известно имя Александр Блок.

В той публикации, написанной в строгой научно-исследовательской манере, сообщалось, что поэта Блока как такового не было. Просто группа поэтов Серебряного века решила разыграть литературную среду.

К поэтам прибился некий вполне ординарный, чтобы просто не сказать — бездарный юноша по имени Александр Блок. И вот шутки ради было решено писать стихи, поэмы и прочее от его имени и публиковать их. Шутка получилась.

Так появился и вошел в жизнь миллионов читателей великий русский поэт Александр Блок.

Время огоньковской публикации было вообще периодом, когда сплошь и рядом опровергались легенды уходящих десятилетий, разрушались привычные стереотипы и т. д. Поэтому неудивительно, что публикация вызвала много шума. В нее поверили. По крайней мере те, кто не удосужился посмотреть дату выхода этого номера «Огонька» — «1 апреля».

Подстраховка для поэта

Эта история четвертьвековой давности вспоминалась мне, когда на сцене Камерного театра смотрела спектакль «Пленные духи» братьев Пресняковых. Я было предположила, что самые заметные из современных драматургов решили воспользоваться давним приемом журналистов из «Огонька» о теперь уже многострадальной фигуре Александра Блока для очередной шутки.

Правда, авторами пьесы был применен прием «наоборот»: в «Огоньке» очень тщательно демонстрировали свое доскональное знание биографических и творческих фактов, дабы никто не мог поймать их на нестыковке. Что же касается авторов пьесы, то они явно не были озабочены тем, что сочиненная ими история взаимоотношений поэтов Александра Блока, Андрея Белого и «Прекрасной Дамы» Любови Менделеевой хотя бы немного соответствовала реальным фактам.

Александр Блок и Любовь Менделеева жили в соседних казенных квартирах «ректорского дома» Петербургского университета, а потому были знакомы с раннего детства, свадьба Блока и Менделеевой состоялась в церкви села Тараканово близ Шахматова на полгода раньше, чем личное знакомство Блока и Белого во время поездки Блока в Москву… Ну и так далее.

Не знать этого Олег и Владимир Пресняковы не могли, поскольку в литературу и театр они пришли не из любительской подворотни, а по парадным ступеням Уральского госуниверситета, его филологического факультета. Причем оба кандидаты наук: Олег филологических (диссертация посвящена роману Андрея Белого (!) «Петербург»), Владимир — педагогических (диссертация «Педагогика высшей школы»).

К моменту написания «Пленных духов» (2002 г.) старший Пресняков уже перевалил за тридцатилетие, а младший подбирался к нему. За плечами череда пьес, фильмов, престижных премий и тому подобного. Ими создан университетский театр УрГУ.

Так что ничего случайного или по незнанию. Это прием осознанный, с пониманием и умением исполненный. Зачем для стебного разговора о природе творчества и расплате за талант понадобилось отказаться от реалий биографии Блока, Белого и остальных участников действа, я не знаю.

При разговоре о «Пленных духах» несколько человек, не сговариваясь, цитировали известные строки Анны Ахматовой: «Кода б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…».

Для своих «стихов» Пресняковы избрали «сором» судьбы поэтов Серебряного века. Их право. Дело в том, что выросло.

В усадебно-дачной тиши живет юноша, обуреваемый, согласно возрастным томлениям, поиском идеала. Что?то подобное искомому он даже как?то видел, но пока удовлетворяется переодеванием в белые женские одежды паренька из дворни.

И вроде бы все идет по плану честолюбивой мамы. Вот уже и московские поэтические круги заинтересовались стихами о Прекрасной Даме, и гуру одного из таких кружков послал другого такого же обуянного поэтическими честолюбивыми надеждами пиита разузнать, действительно ли это поэт или просто имитация дара.

Почему для подтверждения истинности поэтических способностей нужно, чтобы Прекрасная Дама имела место быть в реальности, конкретным прототипом, а не образом, рожденным полетом творческой фантазии, я не поняла.

Но поняла мама юного претендента на лавровый венок, и бросилась укреплять, как сейчас сказали бы, его соответствующий имидж. Она находит в соседней усадьбе странноватую дочку совсем уж странного профессора-химика, на досуге мастерящего чемоданы. Узнаете?

Бред? В общем?то, конечно…

Но всем придется поверить мне на слово или самому сходить на ироническую комедию «Пленные духи» в Камерном театре и убедиться, что это очень даже стоит внимания. Потому что разнообразно весело: от иронии до гомерического хохота. И при этом — тревожно. Такое вот редкое сочетание эмоций.

«Сам обманываться рад…»

Братьев Пресняковых поначалу в основном за границей ставили. Потом и у нас до их пьес добрались. «Пленных духов», например, поставили в 2003 году в московском Центре драматургии и режиссуры. Был скандальный успех.

В общем?то понятно почему. Пьеса штучная. Что говорится «на любителя». То есть должен найтись театр, имеющий вкус к парадоксам на сцене, и публика, воспитанная этим театром в толерантности к тому, что предлагает театр.

Челябинский Камерный театр как раз такой. Недаром именно на его афише представлена современная драматургия в самом широком ее спектре. Именно в таком театре мог возникнуть и несмотря на немалые сложности пытаться воскреснуть фестиваль «Камерата», где именно новаторская драматургия и рискованные сценические решения представлены весьма разнообразно.

Это направление выбрано и неукоснительно соблюдаемо главным режиссером Камерного, заслуженным деятелем искусств России Викторией Мещаниновой.

Виктория Мещанинова вот уже более двадцати лет практикует театр ярко образный, многоязыковый, способный найти подход практически к любого рода драматургии, если только в ней есть повод для интеллектуальной и эмоциональной игры со зрителями.

Понятно, что таким образом Камерный за столько?то лет вырастил своих зрителей, охотно идущих на диалог с театром.

Понятно, что это возможно лишь при хорошо выученной и натренированной труппе, которая создавалась и росла вместе со зрителями.

А еще в этом театре давно и упорно работает над постановками пьес, рождающихся в наши дни, режиссер Олег Хапов, который, кстати, в прошлом ученик Виктории Мещаниновой. Он, не чуждаясь классики как первоосновы всего (Гоголь, Чехов, Аверченко, Вампилов), постоянно обращается к отечественным современным драматургам (Мария Ладо, Василий Сигарев) и — зарубежным. Им поставлен «Музыки и сигарет не хватит до весны» И. Бауэршимы, «Мужчины на грани нервного срыва» Мика Мюллюахо, «От любви ко мне» Анны Крогерус. В театре «Наш дом» Озерска им поставлены «Сиротливый запад» Мартина МакДонаха, сейчас в Магнитогорском театре драмы имени А. С. Пушкина готовится к постановке «Танец Дели» Ивана Вырыпаева.

И вот недавняя премьера — лукавая усмешка высокообразованных екатеринбурцев над нашим верхоглядством, над желанием искать непременно судьбоносную подоплеку там, где все можно объяснить простыми житейскими обстоятельствами.

Для того, чтобы нас так радостно дурили, а мы, зрители, с готовностью погружались в изобретательный кавардак, нужны четыре составляющих: безбашенная драматургия, режиссура, не боящаяся риска провала, пластичная труппа, способная легко переходить с одного театрального языка на другой, и зрители, знающие строки другого поэта, не того, кто стал прототипом главного героя «Пленных духов»: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».

Что касается спектакля, о котором идет речь, тут все составляющие есть.

И есть еще один, очень важный его итог: несмотря на очень смешное действо, остается тревожное после­вкусие: талант даром не дается, за него приходится платить. Хотя бы душевным здоровьем. Это, кстати, всех касается. И драматургов тоже.

фото Марата Муллыева

Поделиться

Вчера | 15:44
В челябинском музее СВО побывали более 700 школьников

Экспозиция представлена в региональном филиале государственного фонда «Защитники Отечества».

09.11.2025 | 17:15
Какова цена признания гениального живописца

Сегодня полотна знаменитого нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога, ушедшего из жизни в нищете и безумии 135 лет назад, входят в список самых дорогих картин в мире. Некоторые из них были проданы за 100 миллионов долларов и даже больше.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты