13 для джаза — число счастливое?

1 Июня 2013 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
13 для джаза — число счастливое?

Наш сегодняшний собеседник — Игорь Бурко, народный артист России, джазовый музыкант (труба), организатор международных и всероссийских джазовых фестивалей, основатель и бессменный руководитель...

Разговор накануне фестиваля «Какой удивительный мир!»


Наш сегодняшний собеседник — Игорь Бурко, народный артист России, джазовый музыкант (труба), организатор международных и всероссийских джазовых фестивалей, основатель и бессменный руководитель джаз-оркестра «Уральский диксиленд Игоря Бурко», лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады, международных и всесоюзных джазовых фестивалей.


Ровно через неделю Челябинск наполнится звуками и ритмами джаза — суббота и воскресенье — дни XIII международного фестиваля джаза «Какой удивительный мир!». В ожидании этого события и состоялась наша беседа с Игорем Владимировичем.

 

Не Новый Орлеан, но все же…


— С каждым годом все труднее организовывать фестивали: дело это затратное, а с финансированием всегда трудности. В нынешнем году, надо отметить, большее внимание стали уделять вслед за областными городские власти, за что спасибо главе Челябинска Станиславу Мошарову и начальнику управления культуры Виктору Ереклинцеву. Но все же финансовые проблемы остаются самыми трудно решаемыми.


— Напомните, пожалуйста, годы, в которые состоялись фестивали «Какой удивительный мир!». Ведь были и перерывы…

— Да, перерывы были, но за счет того, что раньше было по два фестиваля в год (один летом, другой зимний)… В двухтысячном был первый фестиваль, в восьмом сделали фестиваль и летом — шикарнейший, уже была Кировка… Девятый — десятый годы мы «отдыхали», и в одиннадцатом году был как раз одиннадцатый фестиваль, потом двенадцатый в двенадцатом и сейчас, в 2013 году — XIII.


— Когда, знакомясь с будущей программой этого фестиваля, я обратила внимание на то, что ожидается приезд мастеров, ставших частыми, а то и постоянными участниками джазовых фестивалей в Челябинске, вы ответили: «Это потому, что у меня должно быть самое лучшее».


— Отвечаю. Я беру самое лучшее для того, чтобы было с кого брать пример. Сейчас очень плохо с музыкантами-духовиками. Ну, не идут учиться на эти классы. Когда я поступал в училище, у нас на место было восемь с половиной человек, но сейчас можно просто с трубой прийти и поступить в училище. Нет духовиков, нет школы…

— Но, казалось бы, именно духовики легче других должны находить спрос в джазе, в военных оркестрах…


— Но военных оркестров практически не осталось. Раньше армия содержала свои оркестры, а сейчас танкового училища нет, автомобильного — нет. Где?то под Копейском есть еще духовой оркестр…


— Филармония же создала свой духовой оркестр…


— Разрушать — дело быстрое, а вот создать заново… Мы же помним время, когда во всех ресторанах сидели штатные оркестры. В «Заре», «Южном Урале», «Востоке», «Челябинске», «Туристе», молодежном кафе на улице Кирова — всюду были профессиональные оркестры. Вечером выходишь к «Южному Уралу», и музыканты тебе налицо.

— А еще — оркестры при кинотеатрах, которые играли перед сеансами.


— Культурная жизнь была другая. У нас в России сложилось так, что когда говорят о культуре, имеют в виду театры или классику, которую только и принято считать высокой музыкой. Я не понимаю этого разделения. Высокая музыка — это вся хорошая музыка. Джаз — это тоже высокая музыка.


— Джаз — это музыка с философией. Хотя для меня порой это сложная философия, мне до нее тянуться и тянуться…


— Но есть разные течения джаза, и среди них такие, которые и я, музыкант, не понимаю или не люблю, у меня к этому душа не лежит. Я люблю традиционный джаз, который для души.

Почему я всегда приглашаю на наши фестивали Давида Голощекина? Он играет с любыми составами, он и с нами будет играть, и с камерным оркестром. У него огромная музыкальная история: он с Эллингтоном играл… Такой музыкантище, который знает все инструменты, потому что играет на них.


Вот таких музыкантов надо показывать на фестивалях для того, чтобы с них брали пример.


Но я и молодежи много талантливой могу назвать. И у нас своей молодежи полно: ансамблей великолепных, их нужно прежде всего показывать. А вот таких корифеев, как Голощекин, Кролл…


— Чижик, Градский, который родом из Копейска…

 

От имен к именам


— Почему именно в Челябинске, который был задуман и рос не как место для радости и расцвета искусств, а как город, где надо было много и тяжело трудиться, оказался одним из центров такого музыкального течения как джаз. Все-таки не Новый Орлеан и даже не Одесса?


— Вы знаете, когда возник джаз в Челябинске? В 1932 году. И начинал это Анатолий Хайкин, который возглавлял оркестр Челябинского областного радиокомитета, позднее руководил первым челябинским джаз-оркестром в ресторане «Гигант», в течение десяти лет создавал базу для развития в Челябинске современных музыкальных направлений, воспитал немало последователей. Был арестован по доносу, репрессирован.


Его дело продолжил сын — Александр Хайкин, он играл в военных оркестрах ЧВВАКУШа, танковых полков, руководил оркестрами при кинотеатрах «МЮД», имени 30-летия ВЛКСМ, театра ЧТЗ…


Вспомним Михаила Папашику, легенду нашего джаза, это был грандиозный музыкант, духовный наставник и учитель Олега Тергалинского и Станислава Бережного. Он приехал на ЧТЗ после войны, начинал в джаз-оркестре театра ЧТЗ, потом руководил оркестрами в кинотеатрах «Кировец», имени Пушкина… Создатель первого челябинского биг-бенда.

Вообще челябинский джаз всего на десять лет младше российского. Еще до Хайкина оркестром во Дворце культуры ЧТЗ руководил военный дирижер Семен Вайнштейн. Я воспитанник Дворца культуры ЧТЗ, и танцевал там, и играл… Именно отсюда я ушел странствовать по джазовым дорогам, как и очень многие наши земляки, теперь признанные далеко за пределами родного города и приезжающие на наши фестивали, чтобы отдать ему  свой сыновий долг.

— Да, сегодняшним джазменам есть что наследовать.


— И есть что продолжать и развивать. И для этого не надо жалеть ни сил, ни денег. Любые вложения отдадутся ростом музыкальной культуры общества, а отсюда ростом культуры как таковой. Мы думаем о тех молодых и совсем юных музыкантах, которые идут в джаз вслед за нами, недаром такое большое место в фестивале-13 будет уделено детскому джазу…

— Что именно будет в программе фестиваля 8-9 июня, наша газета уже рассказывала. Осталось только пригласить наших читателей на его сцены и стрит-марши…

— Приходите! Надеюсь, каждый найдет ту музыку, которая ему по душе.

фото Вячеслава Шишкоедова


Вчера | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

28.11.2021 | 18:08
Возвращая тебе историю. Как плейбэк-театр помогает ребятам из детских домов

Второй сезон в Челябинске реализуется проект «Плейбэк-театр», в котором участвуют воспитанники детских домов. Проект осуществляется благотворительным фондом «Выбираем жизнь» с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества при поддержке министерства социальных отношений Челябинской области. Партнерами являются плейбэк-театр «Абажур», Школа кино и театра (ШКИТ), школа танцев Union Dance, а также благотворительный фонд «Мост».

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты