«Время женщин» в Магнитогорском театре драмы

18 Октября 2013 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
«Время женщин» в Магнитогорском театре драмы

Пятидесятишестилетняя Елена Чижова — директор Санкт-Петербургского Русского ПЕН-клуба, кандидат экономических наук. Преподавала управление производством и английский язык, 1990-х годах занималась бизнесом.

Пятидесятишестилетняя Елена Чижова — директор Санкт-Петербургского Русского ПЕН-клуба, кандидат экономических наук. Преподавала управление производством и английский язык, 1990-х годах занималась бизнесом. Главный редактор международного журнала «Всемирное слово» (Санкт-Петербург), прозаик, переводчик, эссеист, лауреат премии «Русский Букер — 2009».

Замужем. Муж — доктор исторических наук, профессор СПбГУ, официальный представитель Меджлиса крымскотатарского народа в Санкт-Петербурге, член Датской королевской академии наук и искусств Валерий Возгрин. У Елены Чижовой двое детей.

 

Простая история

Подробные биографические данные об авторе романа «Время женщин» приводим здесь потому, что дата рождения писательницы 4 мая 1957 года.

А время, когда девушка Антонина — работница, живущая в общежитии, сирота, рожает от исчезнувшего вдруг случайного знакомого немую девочку, можно вычислить по упоминающимся в романе приметам времени. Премьера фильма «Карнавальная ночь» — 1956 год, а это начало любви Антонины и Григория. Когда же еще было появиться дочери, если не в первой половине 1957 года?

И тем, кто постарше или хотя бы помнит историю послевоенных лет, ясно, что Григорий не бросал Антонину, а был репрессирован в том же 1956 году после венгерских событий, как не по своей воле расстался с также оставшейся одинокой Гликерией врач Соломон Захарович, а наверняка загремел по «делу врачей»…

В нашей стране истории любви так переплетены с хроникой революций, войн, репрессий и всего такого, что планировать что либо личное безнадежно. Только встретились и поцеловались, как «вы слышите, как грохочут сапоги?»

Работница Антонина, оставшись матерью-одиночкой, трудилась до последних перед родами дней, да еще на вредном производстве, поскольку зарабатывать надо было. Девочка родилась немая.

Что такое жить в послевоенные годы, когда даже молоко, выдаваемое работницам на вредном производстве, большинство из них тайком уносило домой — детям, когда все — по распределению…

Короче, от этой жизни молоденькая Антонина умерла от рака. Таков финал этой коротенькой жизни. Главной заботой умирающей было что то сделать, чтобы девочка не попала в детдом. И старухи-соседки проворачивают целую череду подтасовок для того, чтобы им доверили опеку над сиротой: фиктивный муж, который ради квартиры (ее выделяли только семье) оформляет брак с уже умершей…

Кончается, как полагается в дамских романах — свадьбой. Но — с трупом.

Череда трагедий, каковую представляет из себя попытка коротко пересказать происходящее в романе «Время женщин», на сцене Магнитогорского театра драмы имени А. С. Пушкина выглядит куда мягче, светлее, а порой просто жизнерадостно.

Та невыносимо тяжелая жизнь, которая при пересказе романа трагична до предела, в театре смотрится просто как обыденность, от которой деваться некуда, следовательно, надо пытаться выжить несмотря ни на что и при этом остаться людьми.

 

Театральная интрига

Конечно, три одинокие старухи, потерявшие в бурях доставшегося им на неласковую долю века всех родных и близких, и в романе, в какой то мере остов, на котором держится сюжет. Но театр оживил эти несколько условные, насыщенные мистикой образы, сделав их более земными, может быть, даже приземленными. Ведь их быт представлял сплошную борьбу за выживание в самом обыденном смысле этого слова: можно было огрубеть, очерстветь, стать агрессивными. Или — прибитыми, приниженными, ждущими от жизни милостей.

Роман Елены Чижовой удостоен в 2009 году литературной премии «Русский Букер», к которой писательница шла с методичным упорством: две предыдущие книги входили в шорт-лист этого престижного подтверждения успеха.

В интервью, даваемых в связи с этим событием, Чижова выделяла две основные свои мысли: в России всегда время женщин, и любые трагедии надо переносить с достоинством.

Не ново, но — кто бы спорил… Все дело в том, как довести эти нетленные мысли до читателя, а в случае инсценировки — до зрителя.

Магнитогорцы весь упор сделали на образах трех старых женщин: Евдокии, Ариадны, Гликерии. Труппа в Магнитогорской драме традиционно сильная, для любой драматургии артисты найдутся.

Но тот высокий класс, который демонстрируют заслуженная артистка России Надежда Лаврова, артистки Марина Крюкова и Елена Савельева, дорогого стоят. Это стилистически единое трио (притом что у каждой свой уверенно доказанный образ) с первых минут завладевает вниманием зрителей и не отпускает его до конца спектакля.

Недаром лучшей женской ролью на фестивале «Камерата» признана Евдокия в исполнении Надежды Лавровой. Марина Крюкова и Елена Савельева если и уступают Лавровой, то чуть-чуть.

У этого спектакля есть своя закулисная интрига. На программке есть имя режиссера-постановщика — Алексея Данилова. Такого человека в природе нет, но все, кому это интересно, знают — кто стоит за незнакомой фамилией. В театральном мире, да и не только, секреты невозможны. Здесь инкогнито бывает только в гоголевском «Ревизоре».

Тем не менее, будем уважать право творческого человека на псевдоним, тем более, что в постановочной группе есть человек, которого хорошо знают не только в Магнитогорске, Челябинске, но на всем российском театральном пространстве. Это сценограф Алексей Вотяков, главный художник Магнитогорской драмы, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» за сценографию спектакля «Гроза». С ним рады работать самые яркие режиссеры страны, причем, что интересно, разнообразных творческих направлений.

Именно сценография Алексея Вотякова скрепляет, связывает воедино две линии произведения, в основе которого проза, что с натяжкой можно считать романом. Теплота, благодаря которой во «Времена женщин» в Магнитогорской постановке так много человечности.

В начале разговора спектакле даны биографические данные Елены Чижовой. Неслучайно, наверное, писательница сделала своей ровесницей девочку, вынянченную тремя старухами, вложившими в нее то лучшее, что сохранили они в себе, несмотря на все ужасы их жизни. Девочка почему то заговорила и стала, как и автор романа, творческим человеком — художником.

И судя по тому, что сообщает о себе романистка, все у нее хорошо.

Выходит, жизнь то налаживается?

фото театра


Вчера | 13:50
Сто ролей Ларионова. Будущий актер челябинской драмы мечтал стать летчиком

В преддверии 2019 года, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал актер челябинской драмы, заслуженный артист России Николай Геннадьевич Ларионов.

29.11.2018 | 17:00
В спектакле «Конек-Горбунок» Молодежный театр предложил русский вариант супергероя

Премьера челябинской «Молодежки» по сказке Петра Ершова напоминает расписанную в стиле палехской миниатюры волшебную шкатулку, внутри которой бесконечный космос из ярких образов, авторских шуток, цитат из современных фильмов и даже политических аллюзий. Первые показы прошли 24 и 25 ноября.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты