Челябинский Нет-фестиваль видеоарта и анимации: как это было и что из этого вышло?

13 Ноября 2008 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

Однако назвать чистым искусством представленные работы, если честно, было сложно. Просто сам по себе любительский видеоарт — это, скорее, возможность самовыразиться, заснять на пленку какие-то чувства и впечатления или поэкспериментировать с монтажом и изображением. В данном случае люди, снимающие видеоарт, ничем не отличаются, допустим, от людей, выкладывающих свои фотографии в интернете.

От трэша к главному

На второй день фестиваля в кнайп-клубе «book-вари» состоялась программа «Коммуникационная труба, или Видеоискусство в эпоху YouTube», подготовленная организатором и участником арт-группы «Zer Gut» Владимиром Селезневым (Екатеринбург). Она, как уже можно догадаться из названия, была посвящена тому, как люди, снимающие на видеоролики, продвигают свое творчество в сети интернет (в частности, на таком сервере как YouTube). «Это же в свою очередь связано с тем, что любой человек сейчас, взявший в руки видеокамеру, может вписать себя в контекст современного цифрового искусства», — отметил Владимир.

Однако назвать чистым искусством представленные работы, если честно, было сложно. Просто сам по себе любительский видеоарт — это, скорее, возможность самовыразиться, заснять на пленку какие-то чувства и впечатления или поэкспериментировать с монтажом и изображением. В данном случае люди, снимающие видеоарт, ничем не отличаются, допустим, от людей, выкладывающих свои фотографии в интернете. Просто они имеют дело не со статикой, а с движением. А то, как молодые художники экспериментируют с движением, можно было увидеть в трэш-программе Нет-фестиваля и в его основном конкурсе. В трэш-программу вошли работы, по тем или иным причинам не попавшие в основной конкурс, и надо все-таки признать, что они не оставили какого-то яркого впечатления. Основной же конкурс оказался более насыщенным. На нем было представлено 18 работ. Причем три из них челябинских авторов: «RGB Dance» Антона Савченко, «На север» Андрея Федотова и «Повод для сплетен» Вовы Вишнякова.

Мне хотелось бы отметить такие короткометражки, как «Депрессия» (Анатолия Кочеваткина из Иркутска) — сюрная анимационная история о том, что как ни круши все вокруг себя, депрессия пройдет сама собой, и «Идеологический букварь» (Хейди Ханнинен из Финляндии), посвященный забавному процессу обучения русскому языку симпатичной финской девушкой (собственно, самой Хейди). Если же говорить о не- однозначных картинах, то самое большое количество споров вокруг себя вызвала лента «27 абстракций», снятая следующим образом: напротив стиральной машинки, наполненной вещами, была поставлена камера, и, пока шла стирка, камера отмечала те абстракции, что создавали крутящиеся вещи.

Поэтому из-за «27 абстракций» и других работ некоторой части зрителей Нет-фестиваль не понравился (прежде всего, наверное, из-за своего не развлекательного характера). Но они, как мне кажется, просто забыли тот факт, что искусство или то, что претендует называться искусством, иногда требует жертв. И отнюдь не всегда со стороны автора.

Дискуссии о современном искусстве

Третий день фестиваля все в том же кнайп-клубе «book-вари» отметился главным образом мастер-классом художника-концептуалиста из прославившейся сейчас на всю Россию арт-группы «Синие носы» Александра Шабурова (Москва) и координатором проектов, связанных с современным искусством, Михаила Суркова (Пермь). Михаил, в частности, рассказал об особенностях выставки «Русское Бедное», проходившей в Перми. «Бедными», кстати, произведения искусства на этой выставке были названы из-за того, что они сделаны из быстро разрушающихся предметов. «Вместо холста и масла художники используют картон и уголь, — заметил Михаил. — У нас есть, например, даже такие предметы, как татуировки на сале, однако они быстро портятся».

В полемику с Сурковым меж тем вступил художник Шабуров, убежденный, что, как ни крути, а из всего потока предметов современного искусства — 90 процентов таких «произведений» представляют собой белиберду, а художник, прежде всего, простой передатчик актуальной информации — ни больше ни меньше. «Почему художники пришли к бедным материалам? Потому что нет возможности делать то же самое из бриллиантов», — настаивал Александр, имея в виду то обстоятельство, что, на его взгляд, вся оригинальность выставки «Русское Бедное» дутая.
После мастер-класса состоялся ретроспективный показ классики экспериментального и авангардного кино. В частности, на нем были представлены провокационная работа французского писателя Жана Жене «Песнь любви», ранние опыты в кинематографе Орсона Уэллса («Сердца эпохи»), практически первый в своем роде видеоклип — лента Дугласа Хикокса «Велосипеды Белсайза» и еще ряд других фильмов.

Имена победителей

Перед награждением победителей в кинотеатре имени Пушкина куратором галереи «М’АРС» Ириной Яшковой (Москва) была представлена программа немецкого видеоарта (в том числе видеоперформансов и видеоинсталляций), а Александром Шабуровым творчество группы «Синие носы». И то, и другое длилось недолго, но вызвала вполне конкретную реакцию у зрителей: аплодисменты и — иногда — закономерный смех.
Награды же распределились следующим образом: Гран-при получили «27 абстракций». Приз зрительских симпатий — «Депрессия». Приз прессы — «Идеологический букварь». Также жюри были отмечены такие работы, как «Третий лишний» (Борис Гуц, Омск), «Идеологический букварь», «Прощание» (Инна Казакова, Петрозаводск) и «Поп-арту посвящается» (Владлена Громова, Карелия).


Мнение жюри и зрителей

Напоследок мы спросили у жюри и зрителей, чем им в первую очередь запомнился этот Нет-фестиваль

Ирина Яшкова, куратор Центра современного искусства «М’АРС»:
— Прежде всего, очень приятно, что искусство современное все больше и больше распространяется по стране. Это на самом деле вещь нужная и полезная, так как Москва, мягко говоря, начинает немножко загнивать, поэтому вся надежда только на регионы. А для меня открытием стало то, что представленная программа оказалась настолько нестандартной, а видео таким разным, что оценивать его было несколько тяжело.

Александр Шабуров, художник-концептуалист, литератор:
— Вчера я вдруг понял, что скоро во всех городах, помимо Челябинска, будут такие же видеофестивали. И это само по себе неплохо.

Екатерина Конакова, литературный редактор журнала «Lюmon»:
— С точки зрения организации мне понравилось то, что ребята с большими амбициями сразу пригласили интересных людей в жюри и сделали ставку не только, скажем, на челябинских авторов, но и на зарубежных.

Максим Сухагузов, зритель:
— Нет-фестиваль мне понравился тем, что на нем было много всего нового, интересного, занимательного и необычного. У челябинских зрителей есть интерес к этому искусству, поэтому хорошо, что такой фестиваль появился.

Элла Хайбуллина, зритель:
— Подобное творчество — экспериментальное или как там его ни называй — разрушает, приводит к деградации личности и засорению сознания. И так современный человек перегружен информацией, по большей части ерундовой. Возникает вопрос: зачем все это?

Поделиться

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты