Пришел «Волчок» на «Кинотавр»

13 Июля 2009 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

В этом году ХХ открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», как и ММКФ, стал юбилейным. «Кинотавр», который в 2005 году был выкуплен у Марка Рудинштейна продюсером Александром Роднянским, за последнее время нарастил такую внушительную мускулатуру, которую по достоинству могут отметить не только российские, но и западные кинокритики

В этом году ХХ открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», как и ММКФ, стал юбилейным. «Кинотавр», который в 2005 году был выкуплен у Марка Рудинштейна продюсером Александром Роднянским, за последнее время нарастил такую внушительную мускулатуру, которую по достоинству могут отметить не только российские, но и западные кинокритики.

Например, в главном развлекательном американском журнале Variety (который еще в шутку называют голливудской стенгазетой) курированием
и освещением фестиваля занимается обозреватель Лесли Фельперин. На сайте Variety
под сноской Sochi Fest доступны ее рецензии на самые значимые фильмы сочинского фестиваля: «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Волчок» екатеринбургского драматурга Василия Сигарева, «Я» Игоря Волошина и еще пару-тройку других картин.
О лауреате «Кинотавра» — «Волчке» — Фельперин буквально пишет следующее: «Волчок» (на конкретном примере) хладнокровно отмечает нездоровые взаимоотношения между матерью и дочерью в современной России».
И действительно, история «Волчка», выполненная в стилистике пресловутой «новой драмы», довольно жесткая:
она пропитана матом (правда, концептуальным) и правдой жизни (тоже концептуальной), а само название фильма зарифмовано на нескольких уровнях. Когда мать (Яна Троянова, жена режиссера), чтобы напугать дочь (Полина Плучек, которая, как уверяет Фельперин, в ленте выглядит
как Кристина Риччи из комедийного фильма ужасов «Семейка Аддамс»), говорит ей, будто она нашла ее в мешке на кладбище, где та выглядела как сущий волчонок, — это одно.
А когда она дарит ей игрушку волчок — это другое.
Волчок символизирует собой как бы замкнутый круг, потому как все в описываемой Сигаревым семье и впрямь идет по замкнутому кругу, из которого никому не вырваться. И еще — в фильме есть такой персонаж, как сестра героини Яны Трояновой. Эту сестру сыграла актриса челябинского театра «Манекен» Галина Долганова.
С ней мы и поговорили о творческом методе режиссера Сигарева.

— Как вы познакомились с Василием Сигаревым? Как получилось, что он пригласил вас в свой фильм?
— Просто я училась в Екатеринбургском театральном институте на одном курсе с его женой. Через нее мы и познакомились. А потом, когда они решили снять свой фильм, позвали ближайших знакомых. И мне повезло: они меня прослушали, и я подошла.

— Как работалось с Сигаревым?
— Дело в том, что до этого я не была с ним знакома даже как с театральным режиссером, а только как с драматургом. Я читала много его пьес, они мне все нравились — уж очень он глубоко копает в своих произведениях. В кино же я снималась в первый раз, а Вася, в свою очередь, тоже снимал фильм впервые. Для меня все это было очень волнительно. Особенно интересно было следить за Васей, как он на протяжении съемок постепенно становился настоящим кинорежиссером.

— Сами вы фильм видели?
— Нет, только рабочий материал.
— А правда, что картина снималась в Свердловской области?
— Да, в городе Ревда. Это где-то час езды от Екатеринбурга, уральская глубинка. Там, кстати, очень богатая натура. Такого просто не придумаешь. Я вообще думаю, что Сигарев из тех режиссеров, что любят все живое. У него такие диалоги, точно ты их подслушал в троллейбусе.

— Вам самой, кстати, не удалось побывать на «Кинотавре»?
— Нет. Кризис же, а туда ограниченное количество людей везут.

— И последнее: как вы сами для себя понимаете историю «Волчка»?
— Мне вообще кажется, что это такая архетипичная история взаимоотношений матери и дочери. Я, когда ее первый раз прочитала, болела ею, наверное, год. Я представила свои отношения с мамой и дочкой, хотя у меня прекрасная семья, и я своего ребенка люблю. Но все равно в сценарии есть такие ниточки между людьми, которые характерны только для взаимоотношений матери и дочери. Не знаю, правда, как с матерью и сыном, думаю, там все равно немного по-другому. И что мне еще нравится в произведениях Васи Сигарева: он никогда и ни в чем не обвиняет своих персонажей. Он сочувствует каждому, даже самому плохому.
Еще Челябинск на фестивале был представлен нашим молодым кинорежиссером Андреем Загидуллиным. Его короткометражный триллер «Наблюдатель», ставший одним из трех финалистов конкурса «Город РР», организованного интернет-порталом MySpace и еженедельником «Русский репортер», попал на «Кинотавр» во внеконкурсную программу. Ее судило жюри во главе с Алексеем Германом-младшим. В итоге Андрей на фестивале получил диплом финалиста с формулировкой «За лучший фильм в городском пространстве современной России».

— На Московском фестивале звездная дорожка была зеленой, — рассказываю я Андрею, — а на «Кинотавре»?
— Голубой. Там все было в желто-голубых цветах, так как они формируют стилистику фестиваля.

— Ты упоминал, что тебе понравилась короткометражка «Начальник» Юрия Быкова (приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр». — Прим. ред.). Чем?
— Ну, сначала сюжет в двух словах: там два гопника вваливаются в дом к семье (муж, жена и ребенок) и начинают угрожать им ножом: где, типа, драгоценности? Сын зажался, жена задрожала, а муж сидит и спокойно грабителям говорит: «Я — майор ФСБ». И получается так, что в один момент этот муж одерживает над преступниками верх и их разоружает.

И тут Юра Быков делает следующее: он задает зрителям вопрос, что вообще такое добро и зло?. Поднимает тему субъективизма интерпретации этих понятий. То, что майор ФСБ делает в конце фильма с этими «злодеями», это еще, возможно, большее зло, чем они сделали в начале. Причем снято все это не чернушно. Это очень интеллигентно выдержанный, профессионально поставленный фильм. В нем у каждого из персонажей есть развитие. Палачи стали жертвами, и наоборот. В целом это как взять «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и «Забавные игры» Михаэля Ханеке, чтобы выжать из них все самое лучшее в такую маленькую 15-минутную рюмочку. И вот ты эту стопочку проглатываешь на «Кинотавре» и понимаешь, что да, это было круто.

Поделиться

06.05.2024 | 14:27
Челябинский камерный театр завершает сезон грандиозной премьерой

Это кинематографическая история. В ней есть поезд, с которого все началось и которым все закончилось. Театр не предполагает поезда. Театр не позволяет осуществить описание автора. Но он создает виртуальный мир, который каждый увидит по-своему.

05.05.2024 | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты