Кино для всех

26 Июля 2012 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

Вчера в Челябинске завершился всероссийский фестиваль «Другое кино», куратором которого выступил известный московский кинокритик Борис Нелепо. «ЮП» записала его монологи о современном кино и о том, как оно отражает жизнь.

Так характеризует фестивальные фильмы Борис Нелепо


Вчера в Челябинске завершился всероссийский фестиваль «Другое кино», куратором которого выступил известный московский кинокритик Борис Нелепо. «ЮП» записала его монологи о современном кино и о том, как оно отражает жизнь.

О фестивале


Для нас очень важно было, чтобы фильмы фестиваля «Другое кино» посмотрели не только в московском кинотеатре «35 ММ», но и в регионах. Чтобы их можно было возить и презентовать в разных городах нашей страны. Ведь на самом деле нет никакого другого кино, есть просто презрительный ярлык «кино не для всех». Который, на мой взгляд, не соответствует действительности, потому что тот же «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани дико простой фильм. Он совершенно не требует от зрителей какой-то специальной подготовки.


Для проходящего впервые «Другого кино» мы отобрали фильмы, которые представляют главные фестивали мира, являются их хитами. Мы хотели, чтобы это было не просто пять фильмов, которые как-то прилажены друг к другу и показываются в произвольном порядке. А чтобы это было какое-то внятное кураторское высказывание, из которого можно что-то понять о состоянии современного кинематографа и того, как он отражает то, что происходит сейчас в мире. Мы хотели, чтобы фильмы вступали в диалог друг с другом. Вместе с тем мы постарались так сбалансировать нашу программу, чтобы мрачные картины у нас сочетались с лентами хоть и грустными, сентиментальными, но, тем не менее, внушающими надежду. Также отличительная особенность фестивальных картин — их камерность. Но это вообще мотив многих фильмов последнего времени.


Если фестиваль будет успешным, а я надеюсь, что он будет успешным — в Москве он, например, проходил при полных залах — в октябре мы планируем провести его еще раз.

О фестивальных трендах


Каждый год на фестивалях складываются какие-то тенденции, сквозные сюжеты. Так, например, получилось, что на нашем фестивале приняли участие две картины про конец света — «Звери дикого Юга» Бена Зайтлина и «4:44. Последний день на Земле» Абеля Феррары. Также в фильмах замечено возвращение к теме театра. Фактически синхронно были сняты «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани и «Вы еще ничего не видели» 90-летнего Алена Рене. Премьера последнего фильма состоялась на Каннском фестивале. Это такая сложная тройная постановка «Эвридики» Жана Ануя. Реальные актеры, которые когда-то играли «Орфея и Эвридику», собираются снова и начинают играть пьесу заново, при этом роль Эвридики исполняет 60-летняя актриса. Но в силу художественного действия мы забываем, что это что-то совсем искусственное. Любопытно, что несмотря на то что «Вы еще ничего не видели» и «Цезаря» сняли очень взрослые режиссеры, — по духу это очень свежие, молодые и экспериментальные работы.

О культуре обсуждения


В Екатеринбурге кинообсуждение шло раза в два дольше запланированного времени. Люди просто высказывали свое мнение, их было очень интересно слушать. Это одна из идей фестиваля. Так получилось, что у нас сейчас кино находится в каком-то изолированном состоянии, а хотелось показать, что мы за культуру обсуждения. Если даже фильм не понравился зрителям, его все равно можно с ними обсудить.


Насколько сильно отличается уровень дискуссии в регионах от Москвы? Мне сложно сейчас об этом судить. Например, у меня в Москве недавно был отдельный, не связанный с фестивалем закрытый показ фильма «Звери дикого Юга» Бена Зайтлина для такой достаточно преуспевающей публики. Буквально второй вопрос, который был задан после просмотра, звучал так: почему в этом фильме показывают людей, которые живут на помойке? Я, честно говоря, совершенно оторопел. В том же Екатеринбурге мне такой вопрос никто не задал. Наоборот, там была девушка (причем явно не синефил), которая дико прониклась этим фильмом. Рассказывала о том, каким он ей показался трогательным. Мне кажется, тут дело вообще не в городах. Дело в людях. В этом как раз и кайф таких обсуждений — в каждом городе интересно слышать мнения разных людей.

О русском кино


Почему из русских фильмов мы выбрали для программы «Со мной вот что происходит» Виктора Шамирова? Дело в том, что в Москве его место занимало «Снежное шоу 3D» — киноверсия представления Славы Полунина. Но когда мы повезли фестиваль по регионам, «Шоу» уже вышло в прокат. Нужно было искать ему замену. Я лично хотел, чтобы на смену ему пришел фильм «Я буду рядом» Павла Руминова, который победил на последнем «Кинотавре». Но его создателям хотелось фильм попридержать, потому что они хотят поучаствовать с ним в международных фестивалях.


Что касается картины Шамирова, я считаю, что это был не стыдный выбор. Я рассматриваю эту картину как попытку нащупать потерянную интонацию советского кино. С современным русским кинематографом есть очень большие проблемы. Он, охваченный амнезией, живет будто бы отсчитывая время с начала 90-х, делая вид, что до 90-х ничего не было. Если уж говорить о советском кино, то там, кстати, не было таких понятий, как «другое» или «коммерческое кино». «Ирония судьбы», это что? Это авторское кино или коммерческое? Смешно это даже обсуждать. Оно авторское, но одновременно массовое. Фильм Шамирова — маленькая, камерная история. Фактически настроенческая зарисовка, которая рассказывает про надежду даже в каких-то совершенно печальных обстоятельствах.

Записал Евгений Ткачев

Поделиться

18.04.2024 | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты