В Якутске поставили памятник челябинскому трактору за спасение города от голода и холода
19 Июля 2018
Автор: Леонид Перов
Фото: предоставлено пресс-службой ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
В 1936 году колонна машин, произведенных на ЧТЗ, преодолела 1700 километров, чтобы доставить в столицу Якутии 115 тонн жизненно важных грузов.
Той зимой на реке Лена застрял во льдах караван судов с продовольствием, горючим и оборудованием электростанций, предназначавшимися для Якутска. Чтобы не оставить город без необходимых ресурсов, было решено доставить груз по суше — через тайгу и горные перевалы. Ответственную миссию, ныне известную как «Снежный поход», доверили тракторам С-60 («Сталинец-60») производства Челябинского тракторного завода. В героической экспедиции, занявшей 16 дней, принимали участие молодые добровольцы завода ЧТЗ Иван Дудко и Иван Складчиков, а также инженер Василий Козлов, который сумел подобрать специальный состав смазки и придумал заливать в радиаторы керосин, благодаря чему машины безотказно отработали при температурах ниже -50 °С. Кроме того, Козлов предложил ставить на гусеницы съемные шпоры, чтобы не скользить на подъемах. Ноу-хау полностью себя оправдало: позднее начальник экспедиции телеграфировал на завод, что со шпорами колонна проходила втрое большее расстояние, чем без них.
Как сообщили в пресс-службе ЧТЗ, недавно руководство завода получило письмо от гендиректора ГУП «ЖКХ республики Саха (Якутия)» Виктора Омукова, где он сообщает, что коммунальщики Якутска установили памятник трактору С-60 в честь памятного похода.
«Якутяне должны знать, что благодаря технике ЧТЗ, на которой в довоенное время доставили в республику продукты и горючее, сотни людей были спасены от голода и холода», — отметил Омуков.
Поделиться