Кефир на ультразвуке. Челябинские ученые придумали новые технологии для переработки молока

13 Декабря 2018 Автор: Евгений Аникиенко Фото: официальный сайт ЮУрГУ

Авторами идеи стали заведующая кафедрой пищевых и биотехнологий Южно-Уральского государственного университета Ирина Потороко и завкафедрой, доцент Ирина Калинина.

Их научную статью «Ультразвуковые эффекты в основе моделирования свойств переработки молока», опубликованную в авторитетном журнале Ultrasonics Sonochemistry (индексируется в базах данных Scopus и Web of Science), высоко оценили российские и зарубежные эксперты.

— Главный секрет целебных свойств таких кисломолочных напитков — увеличение содержания кефирана после обработки ультразвуком, — говорит Ирина Калинина. — Он каким-то образом дает толчок развитию полезных микроорганизмов, которые усиленно вырабатывают кефиран — полисахарид кефирных грибков, который образуется в ходе брожения молока. Как показали исследования, продукт способствует заживлению ран, уменьшает воздействие болезнетворных микробов, снижает кровяное давление и уровень холестерина в сыворотке крови. Кроме того, повышает иммунитет, обладает противоопухолевыми свойствами.

По мнению экспертов, кефиран, возможно, омолаживает организм, что во многом подтверждаются медицинскими исследованиями и экспериментами. Но как его накопить в пищевом продукте?

Для этого ученые и используют ультразвук: воздействуя на микроорганизмы закваски, он помогает повысить содержание кефирана. Главное — найти оптимальный режим, при котором стимулируется накопление целебного вещества, а конечный продукт сохраняет все потребительские свойства: вкус, цвет, запах. Челябинским ученым это удалось: с помощью математического моделирования они определили наилучшие режимы и длительность облучения ультразвуком.

— Мы разработали инновационную технологию, научившую ультразвук работать на качество продуктов, — отмечает профессор Ирина Потороко. — Для этого используем ультразвуковой кавитационный реактор, созданный в одном из столичных вузов и успешно прошедший испытания. Например, мы выяснили, что при воздействии на жидкость высоким давлением и ультразвуком она закипает и образуются так называемые кавитационные пузырьки. Они лопаются, выделяется большая энергия, разрывающая молекулы воды, и активирует ее свойства. На этот инновационный метод мы получили патент еще в августе 2014 года. А сейчас нашли ультразвуку новое применение: используем для придания кефиру полезных качеств.

Как пояснили ученые, в числе полезных свойств ультразвука — очистка жидкости от загрязнения, вредных бактерий. Чтобы избавиться от болезнетворной микрофлоры, включается более жесткий режим облучения, а для форсирования развития полезных бактерий — смягченный. Биотехнологи экспериментировали и с кисломолочной продукцией — кефиром, ряженкой, простоквашей. Испытания показали: если их обработать ультразвуком, закваска развивается быстрее и немало прибавляет в качестве.

Добавим, что исследования воздействия на продукты ультразвуком ученые проводят на разных стадиях пищевых производств. Уже оформлены патенты на его применение для восстановления сухого молока, получения сухих экстрактов, кисломолочных напитков и даже мясных продуктов. Теперь биотехнологи изучают механизм воздействия ультразвука на молоко, выясняя, почему происходит выделение целительного кефирана.

16 кандидатов выразили желание стать главой Челябинска

В последний день приема документов на выборы заявились еще трое претендентов.

Ворошиловские стрелки. Мы ищем героев фотографии — ровесницы Челябинской области

К нам в редакцию пришло необычное письмо. И необычность в том, что судьба его автора и героев его рассказа чудесным образом переплелась с судьбой нашего края.

Прокуратура подтвердила законность транспортной реорганизации скорой Копейска

Правомерность аутсорсинга автотранспорта неотложки проверялась по инициативе депутата Госдумы Анатолия Литовченко.

Возбуждено уголовное дело по факту ранения браконьерами лебедя на озере Увильды

Об этом во время посещения приюта зоозащитного фонда «Спаси меня» сообщил депутат Госдумы Владимир Бурматов, осенью прошлого года организовавший в Кыштыме спасение раненой птицы.