Челябинские ученые придумали, как лечить посттравматические расстройства без лекарств

19 Апреля 2019 Автор: Евгений Аникиенко Фото: официальный сайт ЮУрГУ

К этой идее исследователи пришли в ходе экспериментов, сравнив содержание гормонов стресса у животных.

Как сообщает сайт Российского научного фонда, работа проходила в рамках международной коллаборации с учеными из институтов цитологии и генетики, лазерной физики СО РАН, Института общей и патологической физиологии, ряда научных центров Германии, США и Великобритании. Оказалось, у животных, которые в стрессовых ситуациях нападают на соперника, снижен уровень гормона стресса.

— Результаты нашей работы могут найти большое практическое применение в медицине, — считает руководитель проекта, директор высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Вадим Цейликман. — Мы определили молекулярные мишени для будущего лечения таких расстройств медицинскими препаратами, а главное, разработали способ их немедикаментозной коррекции за счет тренировок организма на основе кислородного голодания. Этому нетрадиционному методу дали научное обоснование.

По словам ученого, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) — это последствия психологических травм с повышенным уровнем тревожности, ночными кошмарами и приступами депрессии. По информации Всемирной организации здравоохранения, медикаментозные методы лечения не помогают почти в половине случаев. Для создания такого препарата необходимо изучить молекулярные механизмы устойчивости к стрессам.

Исследователи взяли за основу модель стресса от эффекта присутствия хищников, возникающего у крыс, учуявших кошку. Животных разделили на две группы с активной и пассивной поведенческой стратегией. Увеличив число таких эпизодов, исследователи создали совокупную модель всех характеристик организма у устойчивых к посттравматическим расстройствам животных. Их главная особенность — сниженный уровень гормона, провоцирующего стресс.

На бодрствующих животных, поставленных в критические условия, ученые применили такие новейшие технологии, как спектроскопия ядерного магнитного резонанса организма. Изучали насыщение тканей водородом, определяли скорость химических реакций.

Как выяснилось, у животных со стрессовыми расстройствами при опасности уровень гормонов стресса повышается, но у некоторых, наоборот, падает. Почему-то у отважных животных, привыкших нападать на врага, уровень гормона ниже, чем у тех, кто спасается бегством. Таким образом, была выработана новая экспериментальная модель влияния стресса на организм.

Исследования ученых международного консорциума проводились в рамках проекта, профинансированного грантом Российского научного фонда (РНФ), а результаты опубликованы в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.

В Челябинской области установлен новый прожиточный минимум

Прожиточная «минималка» в I квартале 2019 года выросла на 6,2 процента.

Болельщики могут проголосовать за новую форму «Трактора»

Изменится ли привычная экипировка «черно-белых».

В Челябинской области установлен новый прожиточный минимум

Прожиточная «минималка» в I квартале 2019 года выросла на 6,2 процента.

Болельщики могут проголосовать за новую форму «Трактора»

Изменится ли привычная экипировка «черно-белых».