Челябинские ученые придумали, как лечить посттравматические расстройства без лекарств

19 Апреля 2019 Автор: Евгений Аникиенко Фото: официальный сайт ЮУрГУ

К этой идее исследователи пришли в ходе экспериментов, сравнив содержание гормонов стресса у животных.

Как сообщает сайт Российского научного фонда, работа проходила в рамках международной коллаборации с учеными из институтов цитологии и генетики, лазерной физики СО РАН, Института общей и патологической физиологии, ряда научных центров Германии, США и Великобритании. Оказалось, у животных, которые в стрессовых ситуациях нападают на соперника, снижен уровень гормона стресса.

— Результаты нашей работы могут найти большое практическое применение в медицине, — считает руководитель проекта, директор высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Вадим Цейликман. — Мы определили молекулярные мишени для будущего лечения таких расстройств медицинскими препаратами, а главное, разработали способ их немедикаментозной коррекции за счет тренировок организма на основе кислородного голодания. Этому нетрадиционному методу дали научное обоснование.

По словам ученого, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) — это последствия психологических травм с повышенным уровнем тревожности, ночными кошмарами и приступами депрессии. По информации Всемирной организации здравоохранения, медикаментозные методы лечения не помогают почти в половине случаев. Для создания такого препарата необходимо изучить молекулярные механизмы устойчивости к стрессам.

Исследователи взяли за основу модель стресса от эффекта присутствия хищников, возникающего у крыс, учуявших кошку. Животных разделили на две группы с активной и пассивной поведенческой стратегией. Увеличив число таких эпизодов, исследователи создали совокупную модель всех характеристик организма у устойчивых к посттравматическим расстройствам животных. Их главная особенность — сниженный уровень гормона, провоцирующего стресс.

На бодрствующих животных, поставленных в критические условия, ученые применили такие новейшие технологии, как спектроскопия ядерного магнитного резонанса организма. Изучали насыщение тканей водородом, определяли скорость химических реакций.

Как выяснилось, у животных со стрессовыми расстройствами при опасности уровень гормонов стресса повышается, но у некоторых, наоборот, падает. Почему-то у отважных животных, привыкших нападать на врага, уровень гормона ниже, чем у тех, кто спасается бегством. Таким образом, была выработана новая экспериментальная модель влияния стресса на организм.

Исследования ученых международного консорциума проводились в рамках проекта, профинансированного грантом Российского научного фонда (РНФ), а результаты опубликованы в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.

Челябинцы стали брать на покупку автомобиля более серьезные автокредиты

Национальное бюро кредитных историй подвело итоги пяти месяцев на отечественном рынке автомобильных кредитов.

Челябинцы начали чаще интересоваться работой в полиции

Самым популярным у южноуральцев стал запрос о службе в МВД.

Качество молочных продуктов челябинцы смогут проверить по QR-коду

«Штрих-детектор» срока годности молочных продуктов будут ставить в рамках изменения правил их продажи.

Челябинцы смогут оформить льготную семейную ипотеку под 6 %

Господдержка призвана обеспечить доступность жилья для семей с детьми.