Челябинские ученые придумали, как лечить посттравматические расстройства без лекарств

19 Апреля 2019 Автор: Евгений Аникиенко Фото: официальный сайт ЮУрГУ

К этой идее исследователи пришли в ходе экспериментов, сравнив содержание гормонов стресса у животных.

Как сообщает сайт Российского научного фонда, работа проходила в рамках международной коллаборации с учеными из институтов цитологии и генетики, лазерной физики СО РАН, Института общей и патологической физиологии, ряда научных центров Германии, США и Великобритании. Оказалось, у животных, которые в стрессовых ситуациях нападают на соперника, снижен уровень гормона стресса.

— Результаты нашей работы могут найти большое практическое применение в медицине, — считает руководитель проекта, директор высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Вадим Цейликман. — Мы определили молекулярные мишени для будущего лечения таких расстройств медицинскими препаратами, а главное, разработали способ их немедикаментозной коррекции за счет тренировок организма на основе кислородного голодания. Этому нетрадиционному методу дали научное обоснование.

По словам ученого, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) — это последствия психологических травм с повышенным уровнем тревожности, ночными кошмарами и приступами депрессии. По информации Всемирной организации здравоохранения, медикаментозные методы лечения не помогают почти в половине случаев. Для создания такого препарата необходимо изучить молекулярные механизмы устойчивости к стрессам.

Исследователи взяли за основу модель стресса от эффекта присутствия хищников, возникающего у крыс, учуявших кошку. Животных разделили на две группы с активной и пассивной поведенческой стратегией. Увеличив число таких эпизодов, исследователи создали совокупную модель всех характеристик организма у устойчивых к посттравматическим расстройствам животных. Их главная особенность — сниженный уровень гормона, провоцирующего стресс.

На бодрствующих животных, поставленных в критические условия, ученые применили такие новейшие технологии, как спектроскопия ядерного магнитного резонанса организма. Изучали насыщение тканей водородом, определяли скорость химических реакций.

Как выяснилось, у животных со стрессовыми расстройствами при опасности уровень гормонов стресса повышается, но у некоторых, наоборот, падает. Почему-то у отважных животных, привыкших нападать на врага, уровень гормона ниже, чем у тех, кто спасается бегством. Таким образом, была выработана новая экспериментальная модель влияния стресса на организм.

Исследования ученых международного консорциума проводились в рамках проекта, профинансированного грантом Российского научного фонда (РНФ), а результаты опубликованы в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.

В Челябинске назвали хедлайнера форума Сhel Business Days

Им станет Сергей Бадюк — спортсмен, актер, телеведущий, предприниматель и общественный деятель.

В Челябинске почтили память известного хоккеиста

Сегодня в ледовом дворце «Трактор» стартовал V Международный турнир памяти Валерия Карпова.

В Еманжелинском районе забуксовала «мусорная реформа»

Проблемы уборки и вывоза ТКО поднял депутат Государственной думы Анатолий Литовченко в ходе приема граждан в Еманжелинском районе.

В Челябинской области 16 фермеров и хозяев подворий выиграли гранты

На их выплату в рамках предпринимательского нацпроекта в этом году будет направлено 44 миллиона рублей.