Южноуральцы получат новости с эффектом присутствия
В Челябинской области создают первую в России вузовскую международную научно-исследовательскую VR-лабораторию.
— Идея в том, чтобы интернет-технологии виртуальной и дополненной реальности пришли в самые разные сферы нашей жизни, в том числе и в медиасреду, — говорит декан факультета журналистики ЮУрГУ Людмила Шестеркина. — Живое общение с людьми, глубокое погружение зрителя в медиаконтент дают ощущение реальности происходящего, личного участия. Эта идея родилась у нас после знакомства с VR-проектом «Механика аутизма» на III Всероссийской научно-практической конференции по реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Это мобильное приложение дает возможность почувствовать себя «солнечным» ребенком, увидеть мир его глазами.
Челябинские ученые пошли дальше, поставив перед собой амбициозную цель: с помощью VR-технологий от восприятия информации перейти к погружению в смоделированную реальность. При этом человек ощущает себя действующим лицом описываемых событий, способным повлиять на их ход. Для этого в лаборатории уже имеется необходимое оборудование: видеокамера, способная снимать происходящее с обзором 360 градусов, и 30 очков виртуальной реальности.
— Мы первыми среди вузов России запустили этот пилотный проект, — добавила Людмила Шестеркина. — В нем принимают участие представители самых разных профессий: журналисты и психологи, медики и маркетологи. Это позволит изучать поведение людей в приближенных к жизни условиях виртуальной реальности. Спектр применения VR очень широк: спорт, туризм, экстремальные трюки и т.д. «Виртуальный подход» также может принести огромную пользу в военной журналистике, сохранить жизни корреспондентов, научив работать в условиях боевых действий.
Стать научным руководителем VR-лаборатории ЮУрГУ согласился преподаватель журналистики из Антверпенского университета, основатель и главный редактор Planet Internet Belgium Фредерик Марэйн. Виртуальные технологии для него не в новинку: с 2017 года он является участником научно-исследовательского VR-проекта Show&Tell. Теперь Марэйн сможет проводить подобные эксперименты и на Южном Урале.
По словам Людмилы Шестеркиной, с мэтром медиасферы она познакомилась на Международном научно-образовательном форуме «Коммуникационный лидер XXI века» в ходе запуска в Челябинске проекта так называемого еврофактчекинга — проверки информации в цифровом медиапространстве. Современные IT-технологии дают возможность проверить новость на фейк, не допустить предвзятости, искажения информации. А VR-формат позволит человеку, увидев события своими глазами, составить собственное мнение.
— Главная цель таких проектов — изучение эффекта присутствия, создаваемого так называемыми иммерсивными медиа, влияние на публику визуальных и других смарт-технологий, — считает Фредерик Марэйн. — Общение с аудиторией в этом формате станет приближенным к реальности, откроет новые, практически безграничные возможности для познания мира и человека.
Поделиться