В Челябинской области возродили санитарную авиацию
В регионе работают два медицинских вертолета.
Винтокрылые машины «Ансат» в медицинском оснащении предоставил в пользование региону казанский вертолетный завод. Татарстанская компания обеспечила воздушными скорыми не только Челябинскую область, но и другие российские регионы, включенные в федеральную программу развития медицинской авиации на местах. По ее условиям, субъекты не приобретают вертолеты в собственность, а оплачивают фактические вылеты авиабригад. Южному Уралу, по предварительным оценкам, потребуется более 500 вылетов в год. Казне они обойдутся в 92 миллиона рублей, львиную долю этой суммы выделит федеральный центр. Маршруты для санавиации уже согласованы, небо открыли над всей областью, включая бесполетную зону в районе закрытых городов.
Авиационные бригады для «Ансатов» подготовлены из специалистов регионального центра медицины катастроф. Это медики, которые умеют работать с пациентом в ограниченном пространстве вертолета, в условиях высоты при воздействии вибрации и высокого давления.
Санавиация - это не «скорая помощь» в традиционном понимании, она используется для экстренной перевозки в специализированные больницы пострадавших в ДТП, больных с инфарктами и инсультами, или таких, которым срочно нужна высокотехнологичная операция.
- Для транспортировки экстренных и плановых больных в медицинские организации более высокого уровня для продолжения лечения, - уточнил в разговоре с «ЮП» начальник отдела организации первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и медицинской эвакуации регионального минздрава Александр Шамин. – Речь о пациентах с сосудистыми катастрофами, которые в силу своей нетранспортабельности не были сразу доставлены в первичные сосудистые отделения либо в региональный центр. Это также пациенты с политравмой, полученной, допустим, в ДТП. Пациенты, которым требуется операция и которую нельзя выполнить в медучреждении, где они находятся в данный момент. Это могут быть пациенты, нуждающиеся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных центрах, расположенных в соседних территориях – Екатеринбурге, Кургане, Тюмени.
Небесные скорые работали на Южном Урале до 2000-х годов. Позднее их функцию взяли на себя реанимобили. Машины и сейчас будут в ходу, поскольку авиация не способна на сто процентов перекрыть потребность в экстренной эвакуации пациентов.
- Иногда по объективным причинам пациента быстрее доставить в больницу автомобилем. К примеру, из Чебаркуля в Челябинск. Плюс к этому иногда у нас бывает нелетная погода, - добавляет Шамин.
Каких-то особых условий для посадки «Ансаты» не требуют, поэтому выгружать пациента они могут максимально близко к медучреждению. «Простой» (в переводе с татарского) способен сесть даже в горах. Но посадочные площадки для него в области все же построят. Первые - оборудуют вблизи крупных больниц Челябинска и Магнитогорска. Постепенно вертолетными площадками обзаведутся и районные больницы.
- В следующем году мы планируем строительство базовой вертолетной площадки, - продолжает наш собеседник. – Где будем строить, пока неизвестно. Не обязательно на территории медицинского учреждения. Возможно, будем использовать уже существующие ресурсы, тех же МЧС или силовых ведомств.
В Курганской области, где санавиация заработала на год раньше, чем в Челябинской, за 6 месяцев смертность в ДТП сократилась на 30 процентов, снизилась летальность от инфарктов и инсультов. Как минимум на тот же эффект от запуска скорой с неба рассчитывают и на Южном Урале.
Поделиться