Челябинские ученые создают умную систему безопасности для автомобилей
Ноу-хау программистов произвело фурор на международной выставке.
Напомним, ученые ЮУрГУ разработали проект создания грузового электромобиля будущего для автозавода «КамАЗ». Его фишка — инновационное зарядное устройство, которое позволит за считанные минуты заряжать литий-ионные аккумуляторы грузовых электромобилей. Также изобретатели разработали виртуальную модель smart-авто, который будет сам определять курс, тормозить перед препятствиями и обеспечивать безопасность пассажиров. Теперь они пошли дальше и работают над созданием целой компьютерной системы безопасности автотранспорта.
Как сообщили создатели, сегодня для предотвращения дорожных аварий разработано 80 управляющих блоков и ряд сетевых платформ. К примеру, так называемые телематические модули с датчиками, в режиме онлайн передающие данные об автомобиле на завод-производитель и в автопарк. Они отслеживают техническое состояние авто, обмениваются информацией с контрольными службами, другими автомобилями. А водителю сигнализируют о дорожных знаках и препятствиях на трассе.
— Но до сих пор не создана единая комплексная система, регулирующая эти разнородные потоки информации. Мы поставили цель разработать такую систему, — говорит руководитель НОЦ «Информационная безопасность» ЮУрГУ Андрей Баринов. — Это очень непросто, даже если машиной управляет не автопилот, а водитель. Ему помогают более 60 автоматизированных систем, проводящих диагностику, мониторинг рабочего ресурса автомобиля. Кроме того, они следят за соблюдением правил безопасности хозяином и водителями соседних авто. Эти данные нужно отсортировать, отсеять менее важные и выбрать приоритеты. К примеру, если идущий впереди автомобиль резко затормозил, об этом умная система оповестит водителя, а если он сразу не среагирует, сама нажмет на тормоза. Информационная система, обрабатывая весь комплекс данных, обеспечивает безопасность водителя и пешехода.
По словам Андрея Баринова, не менее важно обеспечить защищенность сигнала, чтобы попытки хакерского взлома одной из систем не привели к отказу всех. Для этого их изолировали друг от друга, выделили экстренные каналы связи. К примеру, более высокие требования предъявляются к системам, сообщающим в ГИБДД об аварийной ситуации, по контролю за пассажирскими перевозками. Не менее важно обеспечить конфиденциальность информации о маршрутах перевозок и доставляемом грузе. При малейшем подозрении на взлом сработает защита, и хакер не сможет получить доступ к управлению автомобилем.
Разработчики позаботились и о предотвращении ДТП в будущем. Отслеживая состояние автомобиля, система, если вскроется дефект, сразу сообщит о нем на сервер завода-изготовителя. Получая эти данные, производственники смогут внести коррективы в системы авто и даже обнаруживать несанкционированное вмешательство в них. В случае хакерской атаки оператор примет меры и обновит программное обеспечение.
Ученые продолжают совершенствовать систему, разрабатывают новые методы автоматической классификации данных. По разным классам информации будут определены приоритеты обработки, уровни резервирования, доступности и шифрования. К уникальной системе автоконтроля уже проявляют интерес крупнейшие автозаводы России.
А в перспективе разработчики планируют и вовсе отказаться от водителя, перевести автомобиль на автопилот. Тем самым виртуальный проект smart-авто получит свое реальное воплощение.
Поделиться