Челябинские ученые выявили истоки «афганского» синдрома

7 Августа 2019 Автор: Евгений Аникиенко Фото: сайт ЮУрГУ
Челябинские ученые выявили истоки «афганского» синдрома

Открытие позволит избавить бывших солдат с искалеченной психикой от постоянного стресса.

Южноуральские исследователи и их коллеги из Словакии, изучая биологические истоки «афганского» синдрома, сделали вывод, что участникам боев в горячих точках нужно научиться управлять психосостоянием организма. В этом помогут медики, задействовав ферменты, разрушающие гормоны стресса.
«ЮП» уже писала об открытии челябинских ученых, доказавших, что стресс вызывает особый гормон, в случае, например, опасности включающий шоковый механизм нашего организма. Но они пошли дальше и выяснили гормональную природу «афганского» синдрома, придумав, как его излечить.

«Любой гормон или нейромедиатор, в том числе активизирующий стресс, разрушает ферменты, превращающие их в неактивные продукты, — сообщил один из авторов научного открытия директор Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Вадим Цейликман. — Мы исследуем эти ферменты, особый интерес представляет то, как они себя ведут в условиях стресса».

Ученые высказали гипотезу, что стресс не только ухудшает настроение человека, но и вносит изменения в работу нейронов, влияет на работу мозга. И она во многом нашла свое подтверждение. Одновременно к такому же выводу пришли американские ученые, на экспериментах с мышами показавшие, что постоянный стресс меняет структуру нервных клеток в центре памяти и повреждает их, что ведет к развитию хронической депрессии.

Вадим Цейликман и его команда развили идею: наблюдая за жизнью крыс, обитавших у емкостей с кошачьим запахом, они выяснили, что грызуны по-разному реагируют на раздражитель. Подобно американским солдатам во Вьетнаме и советским — в Афганистане, некоторые в момент опасности ударились в панику, а другие, наоборот, стали крайне агрессивными.

Измерение содержания гормонов стресса в крови зверьков дало сенсационные результаты. Оказалось, их концентрация при появлении запаха кошки у «трусливых» и «агрессивных» крыс радикально отличалась: у одних оставалась высокой, а у других резко снижалась. Это сказывалось на работе мозга и нервной системы.

В итоге ученые выяснили, что к хронической тревожности во многом приводят сбои в работе ферментов, расщепляющих стрессовые гормоны.

В ходе анализа экспериментов челябинские нейрофизиологи выделили три фермента, задействованных в переработке сигнальных веществ, отвечающих за запуск и поддержание стрессовых реакций. Оказалось, усиление разрушающей роли первых двух белков и уменьшение выработки третьего могут привести к развитию высокой тревожности и других психических расстройств.

По мнению ученых, гормоны стресса подстегивают активность двух других ферментов — MAO-A и MAO-B. Они как бы разрушают «сырьевой» материал для производства антистрессового цитохрома, разбалансируют сложившееся соотношение между этими двумя видами ферментов, на время отключают сглаживающие стресс гормоны, а порой и уничтожают их.

Выявив природу стресса, авторы ноу-хау разрабатывают гормональные биотехнологии борьбы с ним. Уже скоро врачи смогут управлять активностью ферментов, подавляя или стимулируя их синтез в организме. А это, в свою очередь, как надеются ученые, позволит излечить бывших военных с искалеченной войной психикой и вернуть их к нормальной жизни.

«Челбаскет» завершил сезон победой

На домашнем паркете команда одержала три победы подряд.

В Челябинске построили «космические корабли»

Креативный эксперимент провели участники «ИЦАЭ OPEN. Семейный четверг».

В Челябинске построили «космические корабли»

Креативный эксперимент провели участники «ИЦАЭ OPEN. Семейный четверг».

Где на Южном Урале больше заботятся о пассажирском транспорте

Онлайн-опрос проводит телеграм-канал «Глав.Индекс».