Поправки в Конституцию сохраняют национальную самобытность
В этом уверен главный дирижер Челябинского симфонического оркестра Адик Абдурахманов.
«Безусловно, я за эти статьи, – говорит художественный руководитель и главный дирижер Челябинского симфонического оркестра Адик Абдурахманов. – Но, с другой стороны, я думаю: ведь когда не было в Конституции этих статей, все же было нормально! И не нужно было их защищать – они сами себя защищали. Но мир развивается, меняются наше мышление, наше отношение к культуре. Особенно важно внимание к языку. Россия – страна, которая, с одной стороны, его защищает, с другой – обогащает его многообразием различных культур и языков, и за счет этого же обогащается и сама. И здесь как раз проявляется та самая теория пассионарности Льва Гумилева!
Красноречивый пример – наша Челябинская область, на территории которой в гармонии живут представители более ста национальностей и народностей – башкиры и немцы, казахи и татары. Но не просто живут в мире и согласии, а на протяжении сотен лет сохраняют самобытность своих культур и языка, при том, что доминантной остается культура русская.
Помните, как еще два века назад Пушкин восклицал: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык». Он вводил в свои произведения грузин и татар, черкесов. А вы знаете, что говорят в Испании про его произведение «Каменный гость»? Если бы не стояло под этой пьесой имени его соавтора – Пушкин, можно было бы решить, что это написал испанец…
Я убежден, что ни одна западная страна не прониклась так глубоко другими культурами, как Россия! Возьмите консерваторию в Санкт-Петербурге, где учились многие знаковые композиторы и музыканты России. Они обогащали Россию своим искусством. Вспомните нашего замечательного российского дирижера Юрия Темирканова. По национальности он черкес. А родители еще одного известного дирижера Валерия Гергиева – осетины. Эти музыканты привнесли в культуру Санкт-Петербурга что-то свое? Безусловно! Но ведь и Россия их воспитала, обогатила их духовно.
Арам Ильич Хачатурян родился в армянской семье, до 19 лет всерьез не занимался музыкой и не знал нотной грамоты. После этого поступил в Московскую консерваторию и впоследствии стал всемирно известным композитором. Если бы он остался жить в своем родном селе, то мир мог бы лишиться его великих музыкальных творений.
Кто я сам по национальности? Отец мой казах, а моя мама – татарка. А сам я больше русский. Потому что с раннего детства впитал в себя все русское: язык, русскую музыку, литературу, вокруг меня много русских друзей.
В свое время я тоже поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Но я никогда не испытывал комплекса из-за своего происхождения. Мы жили и учились в атмосфере, где для каждого из нас было абсолютно не важно, кто ты по национальности – казах или немец, еврей или татарин. Национальность у нас была одна – талантливый ты человек или не талантливый, хороший музыкант или плохой».
Поделиться