Почему дистанционное образование никогда не заменит очное
Эксперт отмечает, что до финиша образовательных онлайн-курсов доходит всего 2 % студентов.
По ее словам, дистантные технологии обучения известны достаточно давно, они активно развиваются в мире десятилетиями, а сейчас стали заметной частью интернета и даже образовательного рынка. Но именно пандемия вынесла тему дистанта в образовании в число самых острых, актуальных и не очень-то решенных вопросов.
«Уже давно продолжается дискуссия о том, а нужны ли в принципе все эти университеты, если есть интернет с его образовательными платформами? К примеру, на Coursera можно найти огромное количество вариантов по всем специальностям. И все экзамены через «Экзамус» можно сдавать: эдакий «видеоглаз» электронный за тобой следит, чтобы ты все делал сам, не пользовался шпаргалками и к ничьей помощи не прибегал», — рассуждает Марина Загидуллина.
В общем, такое образование можно вполне выгодно получить не выходя из дома и дешевле, чем Минобрнауки РФ устанавливает для вузов, были бы для этого компьютер, сеть и свободное время. Плюс будет существенная экономия средств на проезд. Однако, несмотря на то что всем этим технологиям уже немало лет, весь мир почему-то не ушел к массовым открытым интернет-курсам (MOOCам). В ответ на этот вопрос Марина Загидуллина делится собственным опытом.
По ее словам, во-первых, до финиша доходит два процента, остальные сдуваются по ходу курсов.
«Во-вторых, нужна мощная мотивация плюс сила воли, чтобы заставлять себя «жевать опилки» вместо других дел. Ты не платишь деньги, значит, можно бросить в любой момент… Ты платишь деньги, но они небольшие, значит, опять можно бросить. В-третьих, в «электронной» массовой школе ты быстро понимаешь, что тобой никто не занимается. Ты предоставлен сам себе. Задания проверяются автоматически, и не всегда содержательно», – объясняет Марина Загидуллина.
По мнению Марины Загидуллиной, конечно, тесты помогают усвоить материал, но только в том случае, если он жестко структурирован. А если надо оттачивать рассуждения, усваивать сложные научные тексты, составлять конспекты или рефераты, то система тут же дает сбой.
«Но главное — четвертое. У тебя нет группы, которая реально была бы «группой поддержки», микроколлективом, где ты всех знаешь в лицо и по именам. Только первые пару дней может казаться, что это неважно. А потом всё: чувствуешь свою ненужность всем — преподавателям, пользователям, мелькающим на страницах интерактивных домашних заданий», — констатирует профессор.
Впрочем, бывает такой дистант, где группа жестко набрана и идет от начала до конца, как в вузе. Но такое образование не совсем можно назвать дистанционным, а скорее, очным в режиме онлайн. Цены на него гораздо выше, как и на очном обычном. Потому что в этом случае педагоги сидят перед студентами в виртуальном классе и возятся с ними точно так же, как в вузовской аудитории.
«Так что важно различать, когда говорят «дистант», что именно имеется в виду. Дистант дистанту рознь», — подчеркивает Марина Загидуллина.
Марина Загидуллина считает удивительным, что такие факторы, как «зона комфорта» в период обучения, часто задвигаются в конец списка как самые неважные. А потом оказывается, что от них все и зависело.
Поделиться