Чем удивил ученых магнитогорский геоглиф

7 Июля 2020 Автор: Евгений Аникиенко Фото: пресс-служба ЮУрГУ
Чем удивил ученых магнитогорский геоглиф

По одной из версий, древний кольцевой объект является храмом богу Солнца.

Южноуральские археологи обследовали первый на Южном Урале геоглиф тургайского типа. По словам ученых, памятник минувших эпох в апреле этого года обнаружил житель Магнитогорска. На берегу реки Урал, неподалеку от города, он нашел круглое сооружение, составленное из множества небольших округлых насыпей.

– Обследование показало, что мы имеем дело с геоглифом тургайского типа,– сообщил Александр Таиров, доктор исторических наук, директор Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ. – В начале ХХI века в ходе изучения космоснимков в Тургайских степях Казахстана было обнаружено 96 ритуально-сакральных геометрических комплексов (геоглифов). Среди них большинство составляют геоглифы, сооруженные из курганообразных насыпей. По форме выделяются «линии», «кресты», «квадраты» и «кольца».

Как пояснили ученые, магнитогорский геоглиф относится к группе «кольца» и состоит из 28 небольших земляных округлых или овальных насыпей, образующих незамкнутое кольцо диаметром 84 метра. Датировка памятников этого типа весьма затруднительна в связи с их слабой изученностью. Предварительно их относят ко второму тысячелетию до нашей эры – началу первого тысячелетия нашей эры.

Без имени.jpg

По словам археологов, магнитогорский геоглиф представляет собой систему из небольших круговых насыпей, по форме напоминающих курганы. Каждый такой курган имеет 6-7 метров в диаметре и возвышается над поверхностью до 50 сантиметров. Все они расположены на одной замкнутой линии, геометрически приближенной к окружности диаметром около 90 метров.

– Как и аркаимские «кольца», британский и башкирский ахуновский стоунхенджи, магнитогорское сооружение имеет концентрическую форму, но сделано не из камня, а из грунта в виде курганов, – говорит Александр Таиров. – Его казахстанские клоны построены по тому же принципу. Высказываются самые разные версии – погребальная, астрономическая (якобы это древняя «обсерватория»), сакральная, но научного подтверждения они пока не нашли. Эти сооружения археологи обследовали с помощью специального радара, но никаких полостей внутри не обнаружили. Думаю, главные открытия еще впереди.

По мнению исследователей, это не захоронения, а, вероятнее всего, культовые сооружения. В Тургайской долине можно встретить десятки подобных объектов, образованных такими же небольшими курганообразными насыпями. Но у магнитогорского геоглифа есть необычная особенность – разрыв в кольце. Это своего рода проход, ориентированный строго на юг. По одной из версий, это сооружение является своеобразным храмом, построенным несколько тысяч лет назад народом, поклонявшимся Солнцу.

– Буквально на днях в нашей области был обнаружен еще один подобный геоглиф, מ добавил Александр Таиров. – Один сотрудник центра «Аркаим» нашел его, изучив космоснимки степи в Варненском районе. Но на сей раз геоглиф имеет не кольцевую, а линейную форму – в одну цепочку выстроены восемь курганов, стоящих вплотную друг к другу. В ближайшее время мы поедем обследовать эту интереснейшую находку.

Как в Челябинске прижилось канте фламенко

Об этом рассказали гости нового выпуска стрим-шоу «Поутру».

Туристам на Таганае придется изменить маршруты

В национальном парке временно закрыли подвесные мосты.

20.03.2024 | 08:32
Могут ли вспышки на Солнце изменить жизнь на Земле

По мнению южноуральского астрофизика, такой вариант маловероятен.

19.03.2024 | 08:33
Как гормоны влияют на мозг человека весной

Этот и другие вопросы обсудили на телемосте в ИЦАЭ Саратова и Челябинска.