Век назад под Новый год в Челябинске катались на шкуре быка
«Гранада ТВ» представляет новую программу «Старьё ё-моё».
Первый выпуск программы посвящен новогодним традициям старого Челябинска. Ведущий программы Андрей Трушников общается с известным челябинским историком Николаем Антипиным, который «вспоминает» о том, как челябинцы встречали любимый всеми праздник сто и больше лет назад.
Итак, в дореволюционном Челябинске предновогодние и рождественские праздники начинались со встречи Рождества 25 декабря и длились 12 дней – до 5 января, до Крещения. Уже с 15 декабря начиналась торговля елками, на улицах сияла иллюминация, шумели рождественские базары, магазины объявляли о предпраздничных распродажах. Во время зимних праздников можно было надеть маску, карнавальный костюм и неплохо поесть в богатых домах, где таких гостей всегда принято было угощать.
31 декабря в Челябинске давался городской бал. На него попадали люди привилегированного общества. Особое внимание уделялось девушкам, впервые вывозимым в свет. Новогодний бал проводился в доме меценатов Покровских, либо в доме купцов Колбиных.
На рождественских базарах можно было купить игрушки, сладости, фрукты, лучшие вина и знаменитый шустовский коньяк. Специально к новогоднему столу завозили свежий виноград в популярный тогда магазин купца Шакира Ахметова. Сегодня в этом здании находится Концертный зал имени Прокофьева.
В богатых домах и в Народном доме специально для детей устраивались новогодние утренники. В различных городских клубах проводились балы–маскарады с вручением призов за лучшие костюмы. Среди нарядов и масок были мушкетеры, гусары, царевны, различные животные.
В деревнях Челябинского уезда также отмечали Новый год и Рождество, правда, не во всех, а в тех, которые располагались вблизи от железной дороги. Как писала в 1911 году газета «Голос Приуралья», «оборудовали специальный вагон, устанавливали в нём елку и перевозили его от деревни к деревне. Прибытие передвижной ёлки было большим событием. Ребятишки и взрослые толпились возле вагона, разглядывали ёлку. Была предусмотрена и культурная программа: включали граммофон, звучали песни, показывали кинокартины. В конце праздника детям раздавали игрушки, обувь, одежду. А основным лакомством для деревенских детей на таких праздниках был обычный белый хлеб.
После Рождества шли дни святочного веселья. Зареченская молодежь обливала водой крутой спуск к реке Миасс по улице Каслинской, притаскивала замороженную шкуру быка и устраивала веселое катанье с горки. К ним, сначала робко, а со временем все смелее, присоединялась молодежь городской стороны: девушки принимались с радостью, парней же не жаловали. Зато городская сторона устраивала на льду Миасса от моста до Сада-острова состязания и катания на тройках и лихачах, гулянья по освященным электролампочками аллеям сада с гармошкой.
После 1917 года празднование Рождества, украшение ёлки рассматривались как вредные поповские обычаи. Все это считалось старорежимными обрядами и всячески осуждалось. А в 1929 году на 16–й партконференции отменили все церковные праздники и утвердили пятидневную рабочую неделю. Рождество стало обычным рабочим днём, а вместе с ним отменился и праздник с ёлкой». В газетах также осуждались и высмеивались все попытки празднования Рождества и установки новогодней ёлки. Но не так просто было заставить людей отказаться от любимых праздников. По сохранившимся воспоминаниям, многие челябинцы ставили ёлку, вечером поплотнее задергивали шторы и праздновали Рождество и Новый год в узком семейном кругу, в тайне от окружающих.
Официальный запрет елки в довоенном Челябинске длился не очень долго. Уже в 1935 году в Челябинске новогодние ёлки были организованы в школах, на катке «Динамо» и в Саду–острове. В 1936 году большую ёлку установили в городском саду (сейчас это парк имени Пушкина). Ну а первая пушистая красавица в центре города на площади Революции появилась в 1938 году. На ее изготовление ушло 150 обыкновенных елок. Ее высота составила 19 метров. На площади устраивались карнавальное шествие, игры, танцы, играли два оркестра. Новогодний вечер закончился фейерверком. Так, в конце 1930–х в Челябинск после запретов новогодняя елка триумфально вернулась.
Отвечая на сакраментальный вопрос ведущего, есть ли отличия между Дедом Морозом дореволюционным и советским, историк заметил: «Нет абсолютно! И даже кафтан такой же! Это подтверждают и открытки вековой давности, хранящиеся ныне в областном архиве».
Программа будет выходить дважды в месяц. Выпуски будут выкладывать на YouTube на канале «Гранада ТВ». (6+)
Поделиться