Ученые выяснили, как пандемия влияет на туризм Южного Урала
По их мнению, государству нужно усилить поддержку инвестпроектов и туркластеров региона.
Научная статья доцента института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ Елены Силовой на тему «Развитие внутреннего туризма в постпандемической реальности» опубликована в журнале «Вольного экономического общества России» в соавторстве с учеными из Ирана Сейфи Анахита и Мотаги Самира.
По словам Елены Силовой, туризм — одна из самых пострадавших от пандемии отраслей. По данным Ростуризма, в масштабах страны он потерял около 1,5 трлн рублей. Однако это падение зарубежного туризма может дать шанс для развития внутреннего, но для этого нужно поддержать отрасль и перенаправить турпотоки внутрь страны.
«Многие страны, которые восстанавливают свою экономику после коронавирусной эпидемии, разрабатывают инструментарий поддержки внутреннего туризма, — говорит кандидат экономических наук Елена Силова. — Например, субсидирование билетов на турпоездки внутри страны в Японии и Казахстане. Развитие туризма на Южном Урале позволит диверсифицировать экономику региона, улучшить его имидж, экологическую обстановку, остановить «бегство» капитала и человеческих ресурсов из региона».
По данным статистики, развитие туризма в Челябинской области за последние 13 лет демонстрирует рост по всем показателям. Но до пандемии куда более популярными были зарубежные туры. Количество южноуральцев, выезжающих на отдых за границу, выросло в 5,7 раза, а путешествующих по России — менее чем в 2 раза. Причем рост числа туров говорит об огромном потенциале отрасли. К примеру, если в 2005 году путешествовали 57 тысяч южноуральцев, то в 2018-м — 170 тысяч.
«И все же, на мой взгляд, внутреннему туризму уделяется недостаточное внимание, — считает Елена Силова. — Поддержка со стороны федерального правительства представлена только в рамках одного масштабного туристского укрупненного инвестпроекта «Урал», куда вошли Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. А попытки создать уникальные туристические кластеры на территории Южного Урала пока не принесли заявленных результатов. А значит, нужно менять подходы, расставить приоритеты развития туризма, сделать упор на его внутренний сегмент».
Ученые сделали вывод, что Южный Урал должен использовать свои природные преимущества перед Москвой и другими регионами. В их числе самый широкий спектр климатических зон: от гор на западе до степей на юге, стабильная общественно-политическая обстановка, более 450 памятников истории и архитектуры. Аркаим, остров Веры, другие знаковые места уже сегодня привлекают сотни тысяч туристов, но в регионе еще немало заповедных уголков и нераскрытых тайн.
«В нашей области также более низкие риски эпидемиологического характера и «мягкие» карантинные меры, что также может мотивировать россиян на знакомство с Южным Уралом, — подытожила Елена Силова. — Спрос на внутренний туризм может подстегнуть высокая степень урбанизации в регионе, которая сочетается с наличием нетронутых заповедных уголков, относительно низкие цены, наличие развитой инфраструктуры».
Поделиться