Южноуральцам вернули 20 млн незаконных начислений за услуги ЖКХ
В Госжилинспекции считают, что информация о начислениях должна быть прозрачной, доступной буквально всем.
— По обращениям жильцов мы проводим проверки, вскрываем массу нарушений, в том числе и по оплате коммунальных услуг, — говорит и.о. начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Элла Никитина. — Так, за прошлый год ресурсоснабжающие организации вернули южноуральцам 20 млн рублей незаконно начисленной платы. К примеру, в январе 2020 года «УСТЭК-Челябинск» вместе с управляющими компаниями неправильно определили расчетный период платы за тепло — с 23 ноября, срока подачи показаний приборов учета, до конца следующего месяца, хотя должны были до 23 декабря. Поставщик тепла заявил, что зачастую теплосчетчики якобы неисправны, поэтому и начислили «по среднему». Но эти надуманные оправдания обычно не подтверждаются. Допускают и другие нарушения: неправильно определяют жилые и нежилые площади, делают приписки в ведомостях, а отсюда и огромные счета.
По словам Эллы Никитиной, управляющие компании также при начислении оплаты зачастую не берут в зачет решение собрания собственников жилья о ее размере, попросту игнорируют мнение людей. Между тем это прописанное в законе право жильцов. Причем нередко коммунальщики отказываются начислять плату за общедомовые услуги по счетчику либо требуют платить с превышением норматива.
Как пояснили в ГЖИ, в 2020 году из-за пандемии был наложен мораторий на очные проверки, однако с 1 января запрет снят, проверки станут регулярными.
— В последнее время поступает целый вал жалоб на завышенные счета, особенно за отопление, — отметила Элла Никитина. — Но в большинстве случаев это просьбы проверить обоснованность начислений. Многие жильцы не разбираются в этой бухгалтерии и обращаются сразу в ГЖИ. Но мы не можем сразу проверить их все, штат ограничен. У жителей есть право обратиться в ресурсоснабжающую организацию с просьбой проверить начисления, и им должны дать письменный ответ с печатью и подписью руководителя коммунальной структуры. Мы рекомендуем воспользоваться этим правом, а если возникнут сомнения, то обратиться в ГЖИ. Нужно, чтобы информация о начислениях была прозрачной, доступной буквально всем.
По словам Эллы Никитиной, нынешняя зима более суровая, чем в предыдущие годы, этим и объясняется «жалобный вал». Чем холоднее на улице, тем выше потребление тепла, и, соответственно, оплата. В ГЖИ рекомендуют жильцам установить автоматизированную систему регулировки отопления дома: это хоть и немалые расходы, но они быстро окупятся.
У инспекторов есть вопросы по передаче показаний, приходится разбираться. Между тем полноценные проверки по закону проводят лишь по личному обращению, поскольку жалобы, поступающие по электронной почте, не всегда обоснованны.
— Мы проверяем сигналы и, если факты подтверждаются, направляем коммунальщикам предписания, — говорит Элла Никитина. — Если управляющие компании их игнорируют, на них может налагаться административная ответственность, вплоть до исключения из реестра. С ресурсоснабжающими организациями сложнее: для приостановки лицензии требуется решение суда. И мы обращаемся в суд, добиваемся перерасчета незаконных начислений.
Как добавили в Госжилинспекции, в области 23 тысячи многоквартирных домов, а обращений поступило даже больше. Особенно много жалоб в крупных городах — Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, но есть нарекания и в малых. Ведомству удалось в суде доказать неправомерность среднесуточных начислений за электроэнергию, и энергетикам пришлось поменять определявшую их компьютерную программу. Также через суд ГЖИ доказала необоснованность взимания платы за тепло в летний период: ее должны начислять только в отопительный сезон по показаниям приборов учета.
Поделиться