Челябинские ученые конструируют автобус для Арктики

10 Апреля 2021 Автор: Евгений Аникиенко Фото: сайт ЮУрГУ
Челябинские ученые конструируют автобус для Арктики


Он сможет передвигаться по бездорожью и даже целый час продержаться на воде.

Южноуральские ученые создают автобус, который будет способен передвигаться по просторам Крайнего Севера в самых экстремальных условиях. «Пассажиры» Арктики, как заверяют конструкторы, смогут выжить при аварийных ситуациях и даже в случае резкого оттаивания вечной мерзлоты и пролома озерного льда. Такой автобус-амфибия больше часа будет держаться на плаву.

Как пояснили разработчики, этот амбициозный проект был запущен в рамках УМНОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» учеными ЮУрГУ в научно-производственной коллаборации с коллегами из МГТУ имени Баумана и промышленным партнером АО «Автомобильный завод «Урал». Заказчиком разработки выступает миасский автозавод.

Аналогов такого транспорта сейчас нет, и разработчикам многое приходится создавать буквально с нуля, опираясь на отечественный опыт вездеходного автопрома.

По их словам, арктическая зона занимает пятую часть территории России. На Крайнем Севере проживают больше 2 млн человек, и они нередко сталкиваются с транспортными проблемами. Сегодня в Арктике применяют либо вахтовые автобусы, либо колесные и гусеничные вездеходы. Первые не могут преодолевать снежные заносы, а у вторых слишком мало мест для пассажиров.

По мнению разработчиков, справиться с этими проблемами поможет «арктический автобус». Этот необычный транспорт, прообраз которого уже разработан учеными ЮУрГУ, будет способен передвигаться по грунтовым дорогам, бездорожью и заснеженной тундре круглый год, а в экстренных ситуациях обеспечит выживание пассажиров. По словам авторов ноу-хау, такой чудо-автобус будет перевозить людей, оборудование, медицинскую технику и многое другое.
«Автобус-вездеход нужен для перевозки людей в условиях Крайнего Севера при экстремально холодных температурах, а также для доставки оборудования, — говорит один из его создателей, кандидат технических наук Рамиль Закиров, директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ. — При аварийных ситуациях внутри автобуса возможно полное автономное жизнеобеспечение в течение суток, пока не придет помощь. Кроме того, арктический автобус способен держаться на воде в течение часа, пока проводится эвакуация людей».

Ходовую часть автобуса разрабатывает МГТУ им. Баумана, это его важнейшая составляющая, включающая колеса, мост, подвеску, раму и кузов. А остальные узлы и детали конструкции создают челябинские ученые. На них возложена общая компоновка кабины автобуса — расположение всех основных узлов и агрегатов, полуприцепа и тягача, а также разработка жилого модуля. Кроме того, специалисты южноуральского вуза уже провели экономическое обоснование реализации проекта и маркетинговые исследования. Результаты обнадеживают: такой транспорт очень востребован в условиях Арктики. Ученые с учетом пожеланий северян продолжают работу над усовершенствованием автобуса, делают его еще более комфортным, вместительным и проходимым.

Сегодня | 14:57
Принцип невмешательства. Какие рекомендации дадут международным наблюдателям на выборах

Сенатор Олег Цепкин принял участие в работе Международной научно-практической конференции «Технология избирательного процесса и мониторинга выборов» в рамках МПА СНГ в Санкт-Петербурге

Сегодня | 14:55
В следующем году с одного из самых красивых храмов Челябинска снимут леса

Алексей Текслер оценил, как идет реставрация храма Александра Невского на Алом Поле.

Сегодня | 14:23
Челябинские единороссы отстаивают чистоту партийных рядов

Депутаты от «Единой России» просят региональный оргкомитет не допустить на праймериз политиков, ставящих личные амбиции выше интересов партии.

Сегодня | 14:14
В Челябинской области затраты на экологию выросли на 171 %

Вложения предприятий в основной капитал по охране окружающей среды в 2020 году составили 8,3 млрд рублей.

 
Новости   
Спецпроекты