Как сделать учебный процесс максимально безопасным
Челябинские ученые ищут способы выстроить взаимопонимание между педагогом и учениками.
Напомним, коллектив ученых профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ получил премию правительства РФ в области образования за создание комплекса научно-практических исследований и разработок для системы общего и дополнительного образования «Безопасность пространства образования».
— Построением безопасного образовательного пространства мы занимаемся уже более 10 лет, — сообщила доктор педагогических наук, профессор, директор профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ Елена Гнатышина. — Как показали события последних лет, тема эта актуальна. Мы постарались охватить все аспекты безопасности: дидактический, психологический, информационный и так далее. Аудитория наших методических материалов прежде всего учителя, сотрудники школ, а наша главная цель — помочь им предотвратить проявления экстремизма в школах.
Как отметила Наталья Уварина, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ЮУрГГПУ, педагоги и организаторы образовательного процесса многое взяли для себя из разработанной авторским коллективом и запущенной в педуниверситете программы переподготовки «Менеджмент комплексной безопасности в образовательной организации». Здесь регулярно проводятся научно-практические конференции, на которых ученые, разработавшие предметные методики, дают советы учителям, социальным педагогам, руководителям школ.
«Кроме научных исследований мы ведем работу над методическим сопровождением, — продолжила Наталья Уварина. — Одно из пособий нашего авторского коллектива было выполнено по заказу комитета по делам образования Челябинска. Оно дает рекомендации по ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному воздействию».
Как напомнили участники встречи, недавно в учебных заведениях Казани и Перми произошли трагические инциденты с массовой гибелью людей, которые, по мнению экспертов, подтверждают актуальность проблемы безопасности образовательного пространства.
— Эти ЧП выявили главную угрозу, создающую массу проблем в образовательной сфере, — считает кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права ЮУрГГПУ Дмитрий Корнеев. — Это растущее взаимное недопонимание представителей разных поколений: молодежи, выросшей в цифровой культурной, информационной и коммуникационной среде, и педагогов, большинство из которых с ней слабо знакомы.
В новом законе об образовании усилена роль ценностных ориентиров, патриотического воспитания в школах. По словам Елены Гнатышиной, сегодня особую значимость приобретает воспитательный процесс, призванный сформировать систему нравственных ценностей у подрастающего поколения. И начинать его нужно уже с обучения в начальной школе, поскольку в этом возрасте взрослые для учеников еще сохраняют авторитет.
— Современная школа не должна представлять собой неприступную крепость, — подытожил кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ЮУрГГПУ Алексей Савченков. — Главная задача современного образовательного пространства не только противостоять угрозам в случае возникновения чрезвычайной ситуации, но и не допускать возникновения таких ситуаций.
По словам авторов научно-образовательной разработки, исследования по этой крайне важной теме будут продолжены. Так, в будущем году планируется провести научную конференцию, посвященную безопасности образовательного пространства.
Поделиться