Челябинские ученые выяснили, как из космической пыли рождаются звезды

13 Октября 2021 Автор: Евгений Аникиенко Фото: https://pixabay.com/ru
Челябинские ученые выяснили, как из космической пыли рождаются звезды

Согласно их исследованиям, механизм мироздания запустил межзвездный магнетизм.

Ученые Южного Урала раскрыли одну из главных тайн Вселенной — загадку зарождения звезд и планет. Они установили, что магнетизм космических пылинок напрямую влияет на появление молодых звезд. Толчок прорывным исследованиям дал региональный грант, предоставленный Российским фондом фундаментальных исследований «Урал» и губернатором Алексеем Текслером.

— Известно, что звездная пыль заряжается магнетизмом — притягивает рассеянные в космосе электроны и ионы, — делится один из авторов проекта, известный астрофизик, доцент кафедры теоретической физики ЧелГУ Сергей Замоздра. — Обычно эти пылинки обладают отрицательным зарядом и проводят ток, а со временем начинают влиять на межзвездный магнетизм. Так образуется магнитное поле молодых звезд. Мало того, мы пришли к выводу, что такая пыль, падая на поверхность будущих звезд, влияет на их рождение, а когда запускается термоядерная реакция, они обретают собственную жизнь. Причем магнетизм частичек, в свою очередь, во многом управляет их падением. Правда, «звездные ясли» обычно спрятаны в облаках космической пыли и газа, и подсмотреть этот процесс очень непросто.

По словам ученого, для этого методом компьютерного анализа он моделировал рождение светил из космической пыли, ее эволюцию. Кроме того, математически, с помощью уравнений описывает это таинство мироздания. Недавно астрономы наблюдали редчайшее явление — очень странную игру света так называемых фуоров. Они названы по имени загадочной звезды FU в созвездии Ориона, поведение которой радикально отличается от традиционных светил и по яркости, и по времени вспышек.

— Мы пришли к выводу, что космическая пыль в несколько раз усиливает магнитное поле молодых звезд, — говорит Сергей Замоздра. — Все это когда-то пережило и наше Солнце. Правда, теперь его активность стабилизировалась, и жизни на Земле оно не угрожает. Но мы можем наблюдать и другие этапы звездной эволюции: вспышки сверхновых, появление из их ядра после выгорания водорода нейтронной звезды либо черной дыры. Это таинственный объект с колоссальной силой притяжения, из которого не может вырваться даже свет. Поражают воображение и квазары — гигантские черные дыры, когда-то образовавшиеся в центре нашей тогда еще молодой Вселенной. Они давно «умерли», а мы, как на машине времени, можем наблюдать пролетевший миллиарды лет звездный свет.

Как пояснил астрофизик, он изучает лишь одно из звездных явлений — магнетизм космической пыли. А другие ученые, к примеру, исследуют, как ее испарение влияет на магнетизм молодой звезды, как она рождается в процессе дробления и столкновения космических пылинок. Выяснилось, что их слипание привело и к образованию планет, в том числе Земли.

— Нашей команде, кроме региональной помощи от губернатора и РФФИ, на эти исследования также выделен федеральный грант Российского научного фонда, — отметил ученый. — Вместе со мной изучением звездной пыли занимается кандидат физико-математических наук Сергей Хайбрахманов — как она появляется в протопланетных газопылевых дисках, в которых и рождаются планеты. Кроме преподавания в ЧелГУ, он по совместительству работает научным сотрудником в Коуровской обсерватории Екатеринбурга, ученые которой также привлечены к нашему проекту. Часть соавторов — сотрудники Института астрономии Академии наук. В масштабном проекте заняты и мои ученики-аспиранты Ильяс Султанов, Нодари Бартая, Ринат Вахитов и Наталья Каргальцева.

Не исключено, что в рамках недавно созданного по инициативе губернатора Алексея Текслера регионального межуниверситетского консорциума к исследованиям магнетизма звездной пыли будут привлечены и ученые из других вузов Южного Урала.

Транспорт, село и природа. Эксперты назвали приоритеты мэрских забот

Телеграм-канал «Глав.Индекс» проранжировал мэров на предмет модернизации транспорта, обновления села и заботы о природе.

На Южном Урале объявили нерабочую неделю

Губернатор Алексей Текслер озвучил новые ковидные ограничения.

Транспорт, село и природа. Эксперты назвали приоритеты мэрских забот

Челябинские ученые выяснили, откуда кони родом

Они доказали, что впервые в Евразии лошадей приручили на Северном Кавказе.