Ученые Южного Урала придумали новую защиту от излучения

19 Октября 2021 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Людмила Ковалева
Ученые Южного Урала придумали новую защиту от излучения

Они сделали вывод, что броней могут служить синтезированные пленки висмута.

Южноуральские ученые вместе с коллегами из международной коллаборации (Республика Беларусь, КНР и Саудовская Аравия) нашли новое применение для электролитических пленок висмута, сообщает портал «Научная Россия» со ссылкой на пресс-службу вуза.

Мало того что эти пленки защищают от электронного излучения, как оказалось, их можно применять и при разработке брони от ионизирующих излучений. Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом издании Journal of Alloys and Compounds (Q1).

Ученые искали замену монокристаллам висмута, которые используются в термоэлектрических приборах. Но это дорогой редкоземельный металл, который в природе встречается в кристаллическом виде. Можно ли найти ему «химическую» замену?

Изучив физико-химические свойства этого материала, исследователи пришли к выводу, что электронные свойства поликристаллических пленок висмута вполне сопоставимы по величине с монокристаллами, а значит, могут служить их аналогом. По словам исследователей, это открывает перспективы для использования материала в более технологичных устройствах в медицине, атомной, аэрокосмической промышленности. К примеру, возможно, в перспективе такую пленку можно будет наносить на скафандр космонавта для защиты от межзвездного излучения.

Чтобы получить пленочное покрытие из висмута, ученые применили метод его электроосаждения на проводящей поверхности под воздействием электрического тока. Изучив «электрохимию» процесса, они определили оптимальные режимы синтеза, исследовали кристаллическую структуру и электронные свойства пленок. В итоге были получены данные о температурных зависимостях удельного электрического и магнитного сопротивления, рассчитана концентрация носителей заряда.

«Главная цель нашей работы — выяснить, как влияют условия электрохимического синтеза в недавно разработанном скоростном электролите на электронные свойства получаемых пленок, — говорит младший научный сотрудник лаборатории роста кристаллов Дарья Тишкевич. — Возможность синтеза поликристаллических пленок висмута с электронными свойствами, характерными для монокристаллических материалов, подтверждает инновационность данной работы».

Как добавили ученые, полученные электроосаждением пленки висмута могут использоваться как при разработке защиты от ионизирующих излучений, так и при создании датчиков магнитного поля и других подобных устройств. Исследователи намерены пойти дальше — рассмотрят влияние различных режимов осаждения на свойства пленок висмута. Кроме того, сейчас определяется эффективность экранирования ряда синтезированных образцов от гамма- и рентгеновского излучения. Результаты этого исследования, считают авторы ноу-хау, будут особенно актуальны в сфере медицины.

За пять лет в Челябинской области открыли три региональных сосудистых центра

Как помогают южноуральцам с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

«Магнитка» вышла вперед в серии со «Спартаком»

«Сталевары» обыграли столичных хоккеистов со счетом 5:3.

20.03.2024 | 08:32
Могут ли вспышки на Солнце изменить жизнь на Земле

По мнению южноуральского астрофизика, такой вариант маловероятен.

19.03.2024 | 08:33
Как гормоны влияют на мозг человека весной

Этот и другие вопросы обсудили на телемосте в ИЦАЭ Саратова и Челябинска.