На ЧТЗ 80 лет назад создали первый танковый мотор

10 Декабря 2021 Автор: Евгений Аникиенко Фото: представлено пресс -службой ЧТЗ
На ЧТЗ 80 лет назад создали первый танковый мотор

По итогам 2020 года завод вошел в тройку лучших предприятий — исполнителей гособоронзаказа в регионе.

В воскресенье, 12 декабря, отмечается не только День Конституции РФ, но и знаменательная дата для нашего региона. В этот день в 1941 году в Челябинске собрали первый дизельный двигатель. Сегодня южноуральскими дизелями оснащается отечественная бронетанковая техника России.

После начала Великой Отечественной войны на Южный Урал эвакуировали более 300 предприятий СССР, на базе Челябинского тракторного завода сформировали уникальный промышленный комбинат по выпуску танков и танковых моторов — Танкоград. 18 сентября на Южный Урал был отправлен первый из 26 эшелонов с оборудованием и специалистами Харьковского дизель-моторного завода № 75. Спустя два месяца после эвакуации на ЧТЗ (в то время ЧКЗ) из деталей, привезенных из Харькова, было собрано 18 танковых двигателей.

Днем рождения моторного производства завода стало 12 декабря 1941 года, когда был собран первый двигатель из челябинских деталей. А всего за годы войны завод Танкоград выпустил 48,5 тыс. танковых дизелей, ими оснащали челябинские танки КВ, ИС, Т-34, самоходные установки, технику других заводов.

«Освоение сложнейшего наукоемкого производства, снабжавшего всю страну надежными моторами, было нелегкой задачей, — отметили на ЧТЗ. — О трудовом подвиге тружеников ЧКЗ говорят цифры: в январе 1942 года завод выпускал 10 дизелей в сутки, а к концу года уже дал фронту уже более 9 тысяч двигателей В-2. В 1944 году выпуск двигателей достиг максимального объема — более 15 тысяч в год. В июле 1945-го работа коллектива была отмечена орденом Ленина».

После войны двигатель В-2 модернизировали, разными модификациями конструктора, почетного жителя города Челябинска Ивана Трашутина оснастили целую линейку бронетанковой техники, выпускаемой предприятиями СССР. Нашли применение дизелю и на гражданском поприще, им оснастили мощные дизель-электрические трактора ДЭТ-250.

Потребности в двигателях росли, и в конце 1974 года правительство приняло решение о строительстве нового моторного завода без остановки производства. Через четыре года он был сдан в эксплуатацию. Тогда же конструкторы ЧТЗ разработали многотопливный дизельный двигатель В-46, создали семь его модификаций мощностью от 650 до 780 л.с., которыми оснащались танки Т-72.

Сегодня модернизированные танки Т-72б3 получили более совершенные двигатели мощностью до 1130 л.с., которые каждый год подтверждают свою надежность на «Танковом биатлоне». Для современного танка Т-90С «Прорыв» разработан и запущен в серию новый турбопоршневой двигатель В-92С2, который превосходит лучшие зарубежные модели.

«Челябинский двигатель — один из лучших: среди отечественных производителей у нас нет конкурентов, более того, мы опережаем многие аналоги зарубежных производителей. И нам важно сохранить лидирующие позиции и, естественно, не останавливаться на достигнутом», — отмечает начальник производства дизельных двигателей ЧТЗ Олег Терентьев.

Сегодня в рамках выполнения гособоронзаказа ЧТЗ выпускает широкий спектр дизельных двигателей мощностью до 1500 л.с. для российской бронетанковой техники. Танки Т-72, Т-90 «Прорыв», БМПТ «Терминатор», артиллерийские самоходные установки «Акация», «Мста-С», «Коалиция-СВ», пушка «Малка» оснащаются челябинскими «железными сердцами».

Для увеличения объемов выпуска продукции в рамках федеральной целевой программы проводится модернизация моторного производства. Более 30 единиц современного обрабатывающего оборудования уже запущено и около 16 готовятся к запуску.

В апреле на рабочей встрече губернатора Алексея Текслера с заместителем председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олегом Бочкаревым было отмечено, что по итогам 2020 года ЧТЗ вошел в тройку лучших предприятий — исполнителей по гособоронзаказу в регионе. Коллектив завода, как заверили на предприятии, будет стараться удержать высокую планку, увеличивать выпуск двигателей, разрабатывать новые более совершенные дизели, развивать военно-техническое сотрудничество, наращивать объем экспортных поставок двигателей и запасных частей к ним.

Поделиться

Вчера | 18:50
На Южном Урале обновился состав общественной палаты

С седьмым созывом общественников встретился губернатор Алексей Текслер.

Вчера | 17:31
Южноуральцам напомнили об оплате коммуналки в летний период

Городские жители в это время года, по статистике, платят хуже, чем зимой

Вчера | 16:32
На Южном Урале пройдет телемарафон «Всё для Победы!»

За все время проекта в регионе собрали для бойцов СВО 174 млн рублей.

Вчера | 15:38
На Южном Урале запретили поставлять в детсады непроверенное сливочное масло

Сомнительный продукт произведен на Кавказе из сырья неизвестного происхождения.

 
Новости   
Спецпроекты