Спирт не нужен. На Урале впервые в мире испытали двигатель многоразовой ракеты
Пуск показал, что он может работать и на топливной паре «кислород-водород».
В НИИ провели демонстрационные пуски двигательной установки с центральным телом. Она состоит из 16 ракетных двигателей, которые объединены в единую систему. По словам разработчиков, демонстратор ракетно-космического комплекса обладает системами управления и контроля с искусственным интеллектом и не имеет аналогов в мире. В прошлом году ученые удачно провели испытания на топливной паре «спирт-кислород», а нынче и на более современной «кислород-водород», которая дает максимум энергии для ракеты-носителя.
«Мы заинтересованы, чтобы проект развивался. В будущем для нас важны такие аспекты, как экологичность топлива, многоразовость и разной величины объекты, которые должны выполнять свои задачи в космосе. Мы понимаем, что мы космическая держава, сейчас возможности космоса и запросы на различные виды техники огромные», — говорит Елена Матвеева, директор АО НИИМаш.
Как пояснили ученые, в ЮУрГУ усовершенствовали конструкцию топливного бака, фрагмент которого продемонстрировали во время испытаний. Стенка емкости для жидкого азота должна быть особо прочной. В ее конструкции применены материалы отечественного производства, технология разработана в вузе. Тем самым ученые показали, какой должна быть стенка топливного бака большой ракеты, чтобы удерживать нужную температуру в экстремальных условиях космоса.
Также в ходе испытаний продемонстрировали поднимание и опускание платформы, к которой присоединены элементы системы управления полетом и посадкой. Ее создатели испытывают разное положение двигателей, моделируют движение ракеты в атмосфере на высоту до 100 км. Они проверяют, можно ли стартовать на вертикальных двигателях, постепенно снижая тягу.
«Это большой и волнительный шаг в нашем проекте, потому что топливная пара «кислород-водород» — это очень взрывоопасная смесь, мало кто в мире умеет работать с такими двигателями: Россия, США и Китай, — говорит Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ по научно-образовательным центрам и комплексам. — Сейчас мы переходим на новый этап, только эта топливная пара обеспечит выполнение всех поставленных задач».
По словам исследователей, они поставили перед собой цель перейти от спирта к кислороду и водороду, и, хотя были сомнения и поначалу не все получалось, в итоге запуск прошел успешно. По мнению экспертов, это мировой уровень.
«Нет ни одной научной публикации о пусках демонстратора двигателя с охлаждаемым центральным телом на кислороде и водороде, поэтому можно сказать, что они первые в мире, — заявил Сергей Ваулин. — Сейчас работаем над повышением энергетики и экспериментальным подтверждением верности наших расчетов».
Напомним, что особо важный проект запущен при поддержке губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Он выделил на разработку ракетного двигателя нового поколения 50 млн рублей, еще 5 млн направил ЮУрГУ и 10 млн — в Уральский НОЦ. Проект реализуется совместно с Государственным ракетным центром имени академика В.П. Макеева (Миасс), АО «Научно-исследовательский институт машиностроения» (Нижняя Салда).
Поделиться