Как в позднем Средневековье складывались взаимоотношения царя и патриарха
В Челябинске пройдет выставка из собрания Музеев Московского Кремля.
По словам министра культуры области Алексея Бетехтина, этот выставочный проект уже восьмой, реализуемый в рамках сотрудничества Южного Урала с Музеями Московского Кремля.
«Благодаря этому взаимодействию тысячи жителей нашего региона могут из года в год приобщаться к национальному культурному наследию», — говорит глава минкульта.
Южноуральцы смогут ознакомиться с уникальными реликвиями XVI–XVIII веков, которые принадлежали русским царям и патриархам. Это личные вещи, одежда и символы власти, а также иконы и богослужебные облачения XVI–XVII веков. Их впервые привезут в Челябинскую область из столичных хранилищ.
В числе особо значимых артефактов — митра первого русского патриарха Иова и часть его епископского облачения в виде ленты — омофор, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Среди экспонатов выставки есть также посох и монашеский головной убор — клобук патриарха Филарета, нательный крест царя Михаила Федоровича — основателя династии Романовых. Большой интерес представляют собой церковное облачение саккос патриарха Никона, мантия и печать патриарха Адриана, часы императора Петра I. Кроме того, на выставке покажут личные вещи российских государей от конца XVI века до эпохи реформ Петра I, а также иерархов церкви.
«Значимые для истории России времена патриархов Иова, Филарета, Питирима, Иоакима и Адриана не раскрыты во всей полноте в учебниках истории. Широкой аудитории известен, пожалуй, только патриарх Никон, знаменитый своими церковными реформами», — отмечают организаторы выставки, добавляя, что история взаимоотношений церковных иерархов и царей раскроет многие тайны истории этого периода.
По словам экспертов, XVII век — это яркий этап в жизни русской церкви, патриарший. Затем из-за непростых отношений между царями и патриархами патриаршество было упразднено почти на два столетия. Это нашло отражение и в искусстве. Оно менялось в зависимости от источника заказа. К примеру, в первой половине XVII века мастерские оружейной палаты работали по заказам и царя, и патриарха, а затем из-за конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем кремлевские мастера перестают взаимодействовать с Патриаршим двором.
Добавим, что проект «Царь и Патриарх» был запущен по соглашению о сотрудничестве между правительством Челябинской области и Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль».
12+
Поделиться

