В Челябинской области сделали ставку на массовый спорт и строительство малобюджетных залов и физкультурных площадок

18 Июня 2014

Однако муниципальные бюджеты ограничены даже для участия в таких проектах.

Однако муниципальные бюджеты ограничены даже для участия в таких проектах.

Выходом из ситуации региональный минспорт видит привлечение частного капитала, но механизм ГЧП сегодня больше напоминает фикцию, уверен председатель областного правительства Сергей Комяков.

— Последние годы в Челябинской области стали активно строить плоскостные сооружения для занятия спортом. За три года было введено в эксплуатацию 146 единиц, — сообщил Леонид Одер, глава регионального минспорта.

Он также пояснил, что спортивные сооружения имеют свою разбивку: первая категория — это как раз плоскостные (футбольные поля, стадионы, корты и т. д.), вторая — все спортзалы. Здесь, по словам министра, остался не до конца понятным вопрос о том, какие залы все-таки считать полноценными залами. К примеру, раньше, в эту категорию попадали даже небольшие помещения размером в 30 «квадратов». Теперь же, когда статистика не стала учитывать такие «клетушки», из перечня сразу же исчезло порядка 70 объектов, несколько испортив цифры по покрытию региональной территории массовой физкультурой. Сейчас численность южноуральцев, систематически занимающихся спортом, равна только 23,4 %, тогда как в планах 2015 года довести показатель до 30 %, а к 2017-ому приравнять его к 40 %. С бассейнами (эта третья категория спортивных сооружений), как подчеркнул Леонид Одер, «совсем все плохо» — здесь сейчас показатель равен всего 7 %.

— Органам местного самоуправления необходимо переориентировать показатели целевых программ на привлечение молодежи к спорту, — рекомендовал глава минспорта.

Из 6 830 спортивных сооружений, которые числятся на территории региона, плоскостных объектов во дворах — только порядка 3 500. При таком раскладе говорить о массовости спорта нельзя, считают в министерстве.

— А сделать это можно за счет строительства малобюджетных учреждений в пределах шаговой доступности. Однако на это потребуются значительные средства из муниципальных бюджетов, и, если учесть, что практически все муниципалитеты у нас дотационные, то логичнее будет привлекать частного инвестора, — дал рецепт Леонид Одер.

По его словам, частный инвестор уже работает в регионе на этом поприще, но системного подхода в механизме государственно-частного партнерства пока нет. В основном, вся «спортивная» стройка держится на спонсорской помощи. К примеру, в Пластовском районе освещение корта установили за счет порядка 1 миллиона рублей компании «Южуралзолото».

— Хорошо разродился Брединский район, — продолжил Леонид Одер. — За счет средств хозяев сельхозпредприятий и «Новатэка». Кыштым в 2010 году на средства двух предпринимателей начал строительство катка, на что было потрачено уже около 140 миллионов. Копейск показывает неплохой пример. Там принято положение о муниципально-частном партнерстве.

В профильном министерстве видят несколько вариантов развития ситуацией с ГЧП в спорте — их глава ведомства озвучил на заседании кабинета министров, адресовав муниципальным главам. Первое — разработать порядок предоставления площадок под строительство объектов и решить вопросы по их содержанию. Второе — проработать вопрос о стимулировании частного капитала (как выразился Леонид Одер, речь идет не о налоговых льготах, а о конкурсах и наградах для предпринимателей). Третье — заложить в бюджет на 2015 - 17 годы финансирование долевого строительства и ремонта стадионов, трасс и помещений для занятия спортом.

— Сейчас этим активно пользуется Москва. Собянин успешно строит беговые тропы, трассы — все это малобюджетно и массово, — акцентировал министр спорта.

— Где же взять внебюджетные источники финансирования? — поинтересовался Сергей Комяков. — Столько раз слышу про эти источники и не могу их увидеть на деле…

— Суть в том, что муниципалитеты сейчас должны выработать единые правила игры для малого и среднего бизнеса, — ответил Леонид Одер.

Но министра попросили назвать конкретные меры по стимулированию ГЧП: «нужен набор совершенно конкретных шагов».

— Если кто то вложит условно 100 рублей, построит объект, а потом бюджет выкупит этот объект, вернув 100 рублей за пять лет с процентами, то, извините, это не ГЧП… Инвестору надо дать понять, что зарабатывать можно в том числе и на эксплуатации сооружения, — отметил Сергей Комяков.

Сейчас же механизм строительства физкультурных площадок в регионе напоминает, согласно сравнению премьер-министра, банковский депозит. Предприниматель, построив объект социальной инфраструктуры, застраховал себя со всех сторон: во-первых, ГЧП — это гарантия, что деньги отобьются, а во-вторых, - отобьются с процентами.

— У бизнеса есть выгода, только бюджету от этого какая радость? Тогда и не надо говорить о том, что у нас есть схема ГЧП. Ее нет, — резюмировал Сергей Комяков.

Профильному министерству поручено проработать механизм со всех сторон и представить на обсуждение конкретные способы привлечения частных денег в спорт.

Эльвира Волгина

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты