За рубель. Белоруссия так и не стала заграницей для челябинских туристов

18 Апреля 2018 Автор: Марк Рискин Фото: автора
За рубель. Белоруссия так и не стала заграницей для челябинских туристов

Мелькающий за окнами автобуса Минск напомнил мультфильм про страну невыученных уроков: шинамантажка, Масква, аптэка, вулица, машына, тралейбус… Хотя что говорить, если и рубль у них — рубель.

Школьники после весеннего тура в Белоруссию сейчас пишут сочинения ко Дню Победы. А я бы тем временем хотел предложить вашему вниманию свои впечатления от поездки. Вроде и заграница, а вроде и нет.

В одном союзе. Таможенном

Так и не смог объяснить для себя принцип разделения салона самолета на бизнес-и эконом-классы рейса «Белавиа». Шторка чопорно отделяла от «бюджета» те же самые узкие кресла с таким же минимальным расстоянием для ног. Единственная привилегия — ВИПы раньше могли покинуть самолет при посадке. Чтобы ждать нас в автобусе у трапа. Вроде и есть градация, а вроде как и нет.

Похожий разрыв сознания произошел в дьюти-фри столичного аэропорта. Набор шоколадок по мегапривлекательной цене со скидкой почти в 70 % не дал пройти мимо. Синий посадочный талон «Белавиа» разочаровал кассиршу: «Мы же с вами в одном Таможенном союзе, вы не можете покупать у нас». И она была права: нет факта пересечения таможенной границы, а значит, и нет беспошлинной торговли. Но существуют еще и законы бизнеса, требовавшие роста продаж и увеличения выручки. Продавец со свойственной ей торговой дипломатией спросила билеты у семейной пары за моей спиной. Оказалось, что те летели в Германию. «Теперь вы можете еще что-нибудь выбрать», — обрадовалась за меня продавщица. Опустошать дьюти-полки было не на что, а сказочная дешевизна шоколада объяснялась завершением через неделю его срока годности.

И еще про магазины. Быть в Белоруссии и не купить колбасы — это то же самое, что приехать из Турции без кожаной куртки. Колбасу, поддавшись общетуристическому тренду, я купил. Купился на цену и вкус, который показался не таким обильно соленым и менее сдобренным всякими глютаматами и прочими химиями. В колбасе был не только вкус, но и само мясо. Спросите, чего я хвастаюсь? Мол, белорусскую колбасу, шоколад, сыр со сметаной спокойно можно купить в любом челябинском магазине. К слову сказать, наш гид Степан Лютых тоже был удивлен, что белорусский сыр, творог, крабовые палочки и прочая продукция местных брендов оказывается на российском рынке в объемах, порой превышающих возможности изготовителей.

Беларусь_Рискин__20180328_173442.jpg

Гидом будешь? Гидом буду!

Безусловным героем нашей поездки был именно Степан Лютых, наш гид, мобильная энциклопедия Белоруссии от литовского княжества и до наших дней. Мой первый опыт общения с гидами в заграничных турне датирован началом 90-х годов, страшно сказать, прошлого века. Тогда во время путешествия по Чехословакии (еще не разделенной стране) у нас гидом был почтенный профессор какого-то университета, великолепно владеющий несколькими языками, увенчанный регалиями-званиями, но вынужденный подрабатывать экскурсиями. Помню, как вечером в номере пражской гостиницы он что-то живо обсуждал с моим папой под бутылочку «Гагарина», много рассказывал о себе, об истории страны, а затем изливал боль и обиду венгров и чехов за советские танковые походы, когда нарождающуюся демократию похоронили под стальными траками. События полувековой давности едва не привели к эскалации напряженности на межличностном уровне, но обошлось. Гид-профессор бесновался через два дня, уже перед нашим отлетом на родину, требуя с нас денег за беседу. Его аргументация была проста: «Вы же журналисты, у себя в газете вы напишете интервью со мной, получите гонорар, поэтому вы должны мне за эксклюзив». Понятно, что у того профессора с той поры еще одной обидой и болью стало больше.

Беларусь_20180325_171040.jpg

Степан Лютых, наш гид в белорусском турне, не был профессором и не требовал денег за интервью. Хотя его умение чувствовать аудиторию, талант собеседника и профессиональные навыки экскурсовода дорого стоят. В Брестской крепости группа откровенно скучала, когда предоставленный нам другой сопровождающий заученно, серо и уныло вещал выверенные годами слова. Не я один подходил к Степану с просьбой сменить нашего «вожатого». Но профессиональная этика не позволяла. И все же, чувствуя, что безликость может погасить интерес детей, Степан, дождавшись завершения экскурсии, скомандовал: «Кому интересно, пойдемте со мной».

И мы пошли. Точнее, побежали вокруг крепости. За несколько минут он показал и остатки дамбы, каменный мост, ворота, через которые заезжал в крепость Гитлер, где река Мухавец впадает в Западный Буг, где еще остались сторожевые вышки польских пограничников и даже витые металлические тросы, которым сотни лет. Эта пятиминутка стоила часовой экскурсии. Уже проезжая по Бресту, Степан показал на небольшую площадь, где в сентябре 1939 года проходил почти парад, а по сути, передача города советским войскам. На трибуне парад техники тогда принимали генерал Гудериан и наш комбриг Кривошеин. Историки позже пытались придумать иные названия для смотра войск Германии и СССР, но дальнейшие события все расставили по местам.

Доля без обмана

А мы давайте еще на секунду вернемся к окну. Окну нашего автобуса, водители которого без устали возили нас по Минску, гоняли в Брест и Несвиж. «Гоняли» — это я для красного словца. Камеры и штрафы отбивают всякую охоту к превышению скорости. Не делают скидки и приезжим. Штраф может вас ждать на границе вплоть до следующего визита в республику.

Премии за креативность заслуживают авторы социальных плакатов вдоль магистрали. Удивили местные фискалы с девизом своей службы: «Налоги — это наше искусство». И все это на черном фоне, где и балерины в пуантах, а также рояли и виолончели… Утонченно, изысканно.

Беларусь_Рискин_20180325_154123.jpg

Не менее «высокими отношениями» отличались и белорусские милиционеры. Репортаж о праздновании Дня Воли я прочитал в республиканской газете. Оппозиционеров с запрещенными флагами они крайне вежливо выдворяли за периметр оцепления, предлагая убрать стяг. С ними так же вежливо не спорили. Отходили, сворачивали транспаранты. В вечерних телесюжетах объяснили, что те, кто был хуже воспитан, проведут ближайшие 4-5 суток в изоляции.

И еще один плакат показался оригинальным. Связанная в несколько узлов сигарета и на черном фоне красно-белые буквы: «Завяжи с курением в постели!». Сначала подумал, что это агитация за здоровье, в том числе и мужское. А оказалось, что это нетривиальная профилактика квартирных пожаров. О том, что такая проблема существует, нам рассказывал водитель министерства туризма Беларуси, когда мы ехали на деловую встречу в ведомство. На какие-то пару часов он сам стал нашим гидом и собеседником.

Беларусь_Рискин_20180328_163017.jpg

Проезжая мимо высоток с кранами, он не понял нашего вопроса, как у них решаются проблему долевого строительства. «У нас есть дольщики, но нет обманутых. Был один случай, когда застройщик затянул со сдачей дома, так государство взяло на себя достройку и расселение людей. Без квартир никто не остался». К слову сказать, жилье в Минске по весьма столичным ценам: однокомнатную квартиру вам продадут за 50-60 тысяч долларов. Удивился и нашему удивлению по поводу отсутствия пробок. «Они иногда случаются, — вздохнул водитель. — Но нет такого, чтобы поток стоял. Движение есть, просто с меньшей скоростью». Обратно мы и попали в такую пробку в столице более чем с двумя миллионами жителей. И вместо обещанных 10 минут до отеля ехали 15!

Беларусь_Рискин_20180325_171436.jpg

Едва ли не каждый белорус, и водитель министерства не исключение, считал своим долгом рассказать, что их Дворец спорта (по этому проекту построена челябинская «Юность», а также еще пять зданий в России) по форме напоминает кузов БелАЗа. Дворцов и академий различных видов спорта в Минске великое множество. И заниматься в них могут не только олимпийские надежды, но и все желающие. Особая архитектурная достопримечательность — ромбокубооктаэдр национальной библиотеки. Вместо предполагаемых шести лет ее построили за четыре года и 200 млн долларов. К слову, строили 23-этажного монстра из стекла и бетона за счет отчислений от зарплат и стипендий.

Беларусь_Рискин_20180325_170429.jpg

Беларусь, именно так местные просят называть их страну, оправдала все наши ожидания. В первую очередь статусом последнего оплота СССР. От архитектурного, исторического и генетического наследства за несколько десятков лет так просто не уйти. Хоть белорусы так и стремятся стать частью Европы. Не обошлось и без зависти-ревности: к чистоте улиц, тротуаров и газонов, цене на бензин, единой на всех АЗС, к мясному вкусу колбасы и обилию всего, что исчезло у нас после торговых санкций. И белой завистью по отношению к истории своего государства, когда-то бывшего частью одной большой страны.

Беларусь_Рискин_20180328_162940.jpg

Беларусь_Рискин_20180328_163310.jpg

Поделиться

Сегодня | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Сегодня | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

15.07.2022 | 11:58
Здесь, за линией фронта. Какую помощь Ясиноватая ждет от Южного Урала

Ясиноватая, Волноваха, Рубежное, Счастье, Каховка… Названия донбасских городов и сел звучат немного непривычно. Нет в них нарочитой урбанистики, пафосной мегаполисности с окончанием на -град и -бург. А есть своя мелодия звучания и произношения.

27.04.2022 | 10:23
«Южноуральская панорама» 27 апреля отмечает свое 25-летие

Газета, учредителем которой выступили правительство Челябинской области и региональный парламент, изначально задумывалась для публикации нормативно-правовых актов и постановлений государственной власти и прочих официальных документов. Неслучайно и вполне оправданно к одному из корпоративных календарей «Южноуральской панорамы» журналисты придумали слоган «Без нас нет закона». И это абсолютная правда, ведь без публикации в «ЮП» документы не имели юридической силы.

Новости   
Спецпроекты