Маршруты смерти. Челябинские таксисты игнорируют безопасность пассажиров

19 Июня 2018 Автор: Александр Файрузов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Маршруты смерти. Челябинские таксисты игнорируют безопасность пассажиров

Количество аварий и конфликтов на дорогах с участием водителей такси в мегаполисе растет с каждым днем. Несколько из таких ДТП закончились трагично для пассажиров. «Южноуральская панорама» разобралась, что становится причиной подобных автокатастроф.

Теневая профессия

Только за последние две недели в Челябинской области произошло больше десятка аварий, в которых фигурировали таксисты. Наиболее серьезные были зарегистрированы в Челябинске. Так, в воскресенье, 17 июня, на улице Каслинской брендированный автомобиль «Яндекс. Такси» протаранил парковку. Днем этого же дня «Яндекс. Такси» вновь фигурировало в информационных сводках: рядом с ЧВВАКУШом пожарные тушили авто этого перевозчика. Все эти эпизоды, к счастью, обошлись без пострадавших и жертв. Чего не скажешь о ДТП в Миассе, где на прошлой неделе опять же «Яндекс. Такси» попало в жуткую аварию. Очевидцы рассказали, что автомобиль забирал пассажирку с остановки, в это время в них влетела другая машина. В итоге водителя и клиентку отправили в больницу. В конце мая в Сосновском районе водитель такси протаранил жилой дом. Здание удар выдержало, чего не сказать об автомобиле.

Все это эпизоды короткого отрезка времени. Можно копнуть глубже и вспомнить смертельное ДТП, произошедшее в Челябинске в апреле. На Свердловском проспекте столкнулись такси марки Datsun с другой иномаркой. Пассажирка первой машины не выжила. В этом же месяце водитель такси сбил 17-летнего подростка в Металлургическом районе Челябинска. Еще одна смерть зафиксирована в октябрьском ДТП, когда водитель «Яндекс. Такси» влетел в фонарный столб на улице Молодогвардейцев в Челябинске. Погиб 33-летний пассажир. Самое удивительное, что все эти аварии проходят в статистике ГИБДД просто как эпизоды с участием водителей легковых автомобилей. Дело в том, что большинство таких таксистов не имеют лицензии или скрывают ее от инспекторов Госавтоинспекции после ДТП. Видимо, им проще и выгоднее выплатить штраф за деятельность без разрешающих документов, чем портить репутацию компании. Так как машины находятся в собственности водителей либо близких им людей, поэтому ДТП оформляется в стандартном порядке. Корреспондент «Южноуральской панорамы» пообщался с одним из водителей такси, работающего под брендом крупной компании, выяснив, зачем идти на подобные ухищрения.

«Если вы видите машину с наклейками «Яндекс. Такси», Uber или любого другого сервиса, то не думайте, что она принадлежит этим компаниям. Оклейка это лишь дополнительный заработок таксиста и делают ее люди, как правило, на собственные автомобили. Когда водитель соглашается на это и платит около трех тысяч рублей, он получает приоритет в заказах. Попадая в аварию, проще сказать инспектору, что работаешь нелегально, чтобы не светиться. Штраф за это небольшой, а вот если постоянно фиксировать ДТП, то от компании снижается количество заказов, вплоть до полного отключения от системы. Зачем доводить до этого? Проще провести все, представившись обычным водителем», — рассказал Алексей В., водитель челябинского такси.

С клиентами таксисты также решают вопрос на месте, уговаривая не обращаться в сервисы и предлагая вызвать новую машину, оплатив их поездку. Если это небольшая авария, пассажиры охотно соглашаются на сделку.

Общественная безопасность

Совсем иная ситуация в контроле за деятельностью городских и муниципальных пассажирских перевозчиков. Согласно статистике ГИБДД, в 2017 году в Челябинской области произошло 173 ДТП с участием автобусов, из которых 42 совершили водители, имеющие лицензию на перевозочную деятельность. В них пострадали 253 человека, погибли трое, на долю транспорта с лицензией на перевозки приходится 98 пострадавших и один погибший. В нынешнем году с участием автобусов произошло уже 82 ДТП, из которых 15 совершили водители, обладающие правом перевозочной деятельности. Пострадали 116 человек, погибли пятеро. Большая часть аварий приходится на Челябинск — 63 зафиксированных дорожно-транспортных происшествия с участием автобусов.

Надо отметить, что законодательство относит маршрутки к категории автобусов, поэтому в этой строчке статистических таблиц мы видим наиболее высокий процент аварий. Если же брать привычный городской транспорт: троллейбусы, трамваи и вместительные автобусы, то их вклад в эту цифру минимальный. За прошлый год он составил не более одного десятка эпизодов по всему Южному Уралу. Именно водители маршруток делают основную статистику по этим эпизодам.

Считается, что одним из главных факторов попадания подобного транспорта в ДТП является несоблюдение правил дорожного движения.

«В нашем деле очень высока конкуренция, поэтому приходится ездить агрессивно. Если я знаю, что на перекрестке нет камер и опасности столкновения, то проще проскочить на желтый, а порой и красный свет. Ездить по правилам можно, только тогда деньги достанутся другому. Наибольший беспредел творят водители из ближнего зарубежья. Их ничего не останавливает, могут объехать пробку по встречной полосе, часто подрезают всех, чтобы проехать к остановке, и работают больше десяти часов в день. Штрафы и будущие выплаты за ущерб в ДТП их не особо беспокоят, обычно машины зарегистрированы на перевозчиков. Виновнику проще скрыться, в суд на него подавать не будут, все разбирательства с владельцем», — пояснил текущую ситуацию на основе анонимности, водитель челябинского маршрутного такси Тимур.

Опасный бизнес

Многие аварии происходят из-за усталости водителей. Практика показывает, что те, кто сидит за рулем такси, да и маршруток, зачастую находятся в поездках порой по 10-15 часов.

«Челябинск и Екатеринбург являются желанными «кусками» для многих жителей соседних территорий. За месяц работы они получают огромные по их меркам суммы, но при этом на сон уходит всего несколько часов в сутки. У меня есть приятель из Шумихи, так вот он приезжает в Челябинск и таксует круглосуточно. Потом едет в общежитие к сыну, который учится в институте, там спит и снова за работу. Работает у нас месяц, после чего уезжает домой и возвращается спустя два-три месяца. Заработка ему хватает, еще и сыну оставляет. И таких водителей очень много. Жизнь заставляет их работать круглосуточно, поэтому рискуют. При таком графике за месяц можно больше 80 тысяч «чистыми» получить», — говорит Алексей В., водитель челябинского такси.

Подобный ритм работы губителен для здоровья и создает большую опасность не только для водителя, но и пассажиров, уверены медики. Кроме того, что невыспавшийся человек, выходя в рейс, рискует просто «выключиться» за рулем, существует еще множество факторов, которые выводят водителя из нормального состояния. Среди них монотонная музыка, мигание гаджетов, развешивание в салоне различных предметов, которые как маятник двигаются перед глазами водителя, разговоры по телефону… Все это рано или поздно приводит к ДТП.

Спаси себя сам

Эксперты отмечают, что основной причиной травм и гибели пассажиров является игнорирование элементарных правил безопасности. Мы обратились к инструктору по экстремальному вождению Юрию Васильеву и выяснили, как избежать серьезных травм при поездке в автомобиле или общественном транспорте.

«Самое главное правило — пристегивайте ремни безопасности! Если они отсутствуют в такси, то лучше закажите другую машину. Детей обязательно сажайте в удерживающие устройства и фиксируйте их ремнями. Не нужно вальяжно накидывать ремень, так можно лишь навредить себе. Нижнюю лямку опускайте ближе к бедрам и ни в коем случае не оставляйте ее на животе или ближе к ребрам. Абсолютно все дети должны находиться в креслах или люльках. Порой матери держат младенцев на руках и, попадая в ДТП, переламывают им кости. Есть мнение, что наиболее безопасное место в машине находится за креслом водителя. Хотя вы должны понимать, что каждая авария индивидуальна и нельзя сказать, что задний ряд является стопроцентной гарантией выживания пассажиров. Касаемо общественного транспорта, здесь большинство травм происходят из-за того, что человек не держится за поручни. В междугородных автобусах люди игнорируют ремни безопасности, а там скорости намного выше и последствия серьезнее», — рассказал Юрий Васильев.

Ответственные за ущерб

Для пострадавших и семей погибших важно понимать, что у них есть право на возмещение причиненного в аварии вреда.

«Согласно требованиям законодательства, каждое транспортное средство должно быть застраховано по программе ОСАГО. Соответственно, при наличии полиса ОСАГО все участники ДТП (в том числе и пассажир такси, автобуса) имеют право на получение страхового возмещения. При этом не имеет значения, был ли водитель такси виновником в аварии — страховые выплаты должны быть перечислены», — пояснил Александр Щербинин, адвокат компании «Стерлигов, Тараканов и партнеры».

Программа возмещения компенсаций существует и в компаниях, организующих перевозку пассажиров. Так, в пресс-службе компании «Яндекс. Такси» нам пояснили, что с декабря 2017 года каждый пассажир и водитель застрахован на сумму до двух миллионов рублей. Партнерами программы стали крупные игроки рынка страхования, с которыми достигнута договоренность об упрощенной и ускоренной системе выплаты компенсаций.

«Мы всегда готовы сотрудничать с правоохранительными органами в случае возникновения ситуаций на дороге. Служба поддержки «Яндекс. Такси» — первая точка контакта для пассажиров и водителей в случае ДТП. Обратившись в службу, они смогут получить контакты партнера, застраховавшего конкретную поездку, и подробные инструкции о том, что нужно делать, чтобы как можно быстрее получить выплаты», — пояснили в пресс-службе компании.

Сегодня | 16:38
Курс на возрождение. Профсоюзный комитет ЧТЗ отмечает 90-летие

25 ноября профсоюзный комитет легендарного Челябинского тракторного завода отмечает свое 90-летие. Как создавалась первая ячейка на Челябтракторострое и как в непростые годы работники боролись за ЧТЗ? Каким должен быть профсоюзный лидер и с какими трудностями в своей работе он может столкнуться? Об этом и многом другом мы беседуем с председателем профсоюзного комитета ЧТЗ Олегом Косых.

Вчера | 10:17
Тайна шестого материка. Челябинцы отправятся по следам Беллинсгаузена и Лазарева

В понедельник, 18 ноября, был дан старт экспедиции Русского географического общества, которой предстоит отправиться в Антарктиду, к континенту, который, как известно, расположен на самом юге Земли.

19.10.2018 | 16:38
Состав магнитогорского «Металлурга» пополнил чешский нападающий

Левый форвард провел всю карьеру в клубе родного города «Белые тигры».

19.10.2018 | 15:24
Дороги Челябинской области считаются одними из лучших в России

Борис Дубровский поздравил более 10 тысяч южноуральцев, работающих в сфере благоустройства и поддержания дорог.

Новости   
Спецпроекты