Верхом на колесе. Челябинский изобретатель предлагает заправлять гироскутер углекислым газом

6 Июля 2018 Автор: Евгений Аникиенко
Верхом на колесе. Челябинский изобретатель предлагает заправлять гироскутер углекислым газом


Экологичные электромобили, по прогнозам, скоро заменят загрязняющий атмосферу транспорт. Но нашим изобретателям этого мало: они придумали еще и гироскутер на электротяге!

Какие выгоды может дать это изобретение? И чем гироцикл будущего отличается от традиционных «прогулочных собратьев»? Об этом рассказал «ЮП» автор ноу-хау, челябинский изобретатель Максим Хабаров.

«Железный конь» не игрушка!

— Почему именно гироскутер? В чем смысл модернизации?

— Гироскутер сегодня очень популярный, особенно у молодежи, вид транспорта, во многом заменяющий «пеший ход» на прогулочных дорожках. И это не просто развлечение, не игрушка, а своего рода тренировочный тренажер: он учит держать равновесие, правильно распределять нагрузки. Это особенно важно для спортсменов, которые должны научиться управлять своим телом. Я сам занимаюсь спортом, в свое время даже закончил УралГУФК, придумал немало приспособлений для тренировок. Как-то решил построить гироцикл, тоже работающий на здоровье, но по совершенно иному принципу. Обычно они двухколесные, а мы сконструировали и построили моноколесо!

— Но и эта идея не нова. В свое время я писал о челябинском конструкторе, авторе проекта «Русский сигвей» Александре Фекличеве, который изобрел моногироскутер «на шаре»...

— Мой «сигвей» совсем другой, в нем воплощены самые, казалось бы, фантастические научные разработки последних лет. Это не сфера, а моноколесо, внутри которого я поставил мощный двигатель от электрокара. Чтобы избежать падений, установил гироскопы, а «по бокам»— подставки для ног. Причем это вовсе не тихоходный «сигвей», а очень даже скоростная машина. Усевшись верхом на «железного коня», можно развить скорость до 120 км в час!

Компьютерный «глаз»

— Какие еще придумки науки нашли применение в вашем «моносигвее»?

— Пожалуй, главное — движением гироскутера управляет компьютер, который мы поставили на него для обеспечения безопасности. Это моноколесо очень маневренное, безаварийное, можно с ходу разворачиваться и гонять без риска опрокинуться на автотрассе. Экспериментальный образец уже «в металле» и вполне успешно прошел первые дорожные испытания.

— Но не менее ценно и то, что ваш моноскутер на электротяге. Ведь это серьезный плюс для экологии...

— Это так. Традиционные автомобили и мотоциклы своими выхлопами отравляют воздух, делают жизнь в городе невыносимой. Примером тому Челябинск, где половина вредных выбросов приходится на авто. Я уверен: бензин и дизельное топливо со временем уйдут в прошлое! В Китае уже ставят целью в ближайшие годы весь транспорт в мегаполисах перевести на электричество. Эта тенденция во всем мире, и Россия не исключение.

Другой весомый плюс «корма» нашего гироскутера — его дешевизна. Электроэнергия в разы дешевле бензина, и переходить на нее прямой резон.

Газовый энергозапас

— Однако ваш гироскутер вряд ли долго проедет без дозаправки. А электро-АЗС только начинают появляться в Челябинске...

— Сегодня развитие электротранспорта во многом сдерживает дороговизна и малая емкость литиевых аккумуляторных батарей, но ученые уже придумали возможные решения и этой проблемы. Один из вариантов — водородный аккумулятор, который изобрели мои коллеги из Курчатовского института в Новокузнецке. Но водород — горючий, взрывоопасный газ, и обращаться с ним нужно очень осторожно.

Мы тоже уходим от жидкостных аккумуляторов в пользу газовых, но предлагаем более простой и вполне безопасный путь — использовать углекислый газ. Зимой он будет играть роль «печки», не давая электродвигателю остыть, а летом — охладителя от чрезмерного перегрева. Этот газ вполне доступен по цене, не наносит вреда окружающей среде. Причем срок службы такого аккумулятора намного дольше, чем у обычных щелочных. Он вполне может исправно работать до 30 лет!

«Гаражный» автопилот?

— А будет ли у гироскутерного проекта свое продолжение?

— Над этим мы уже работаем. Кроме «моносигвея» сейчас разрабатываем и электромобиль совершенно новой, оригинальной конструкции. Тяговой силой, как и для гироскутера, будет служить электродвигатель от обычного кара, мощности вполне хватит. Его аккумулятор для накопления электроэнергии тоже будет на углекислом газе. А заряжать его электричеством на специальных автозаправках вовсе не обязательно: на крыше электромобиля установим солнечные батареи.

— Планируете ли перевести ваш электромобиль на автопилот?

— По задумке, он будет не только на ручном, но и на компьютерном управлении. Умная электроника будет отслеживать все параметры пути, при необходимости тормозить, если на дороге попадется препятствие. Автопилот обеспечит безопасность движения, а водителю останется лишь контролировать автоматику.

— Но потянете ли в одиночку этот мегазатратный проект?

— Казалось бы, разработать такие высокие технологии «на коленке» вряд ли возможно, над ними годами работают целые научные институты и конструкторские бюро, но, на мой взгляд, это предубеждение... Многие прорывные проекты — «Майкрософт», «Эппл»— рождались «в гараже». Правда, для промышленной доводки наших ноу-хау и запуск в серию нужны огромные деньги, и мы очень рассчитываем на помощь государства. Также подыскиваем инвесторов, готовых вложить средства в науку. По отзывам экспертов, у нашего проекта большое будущее, но важно, чтобы он вышел из стадии камерного эксперимента, нашел применение при создании транспорта будущего.

05.12.2019 | 09:49
Как в челябинских школах тренируют мозги маленьких гениев

С 6 по 18 декабря в Челябинске пройдет 27-й молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее». Это масштабная национальная программа по выявлению одаренных детей и по внеучебной подготовке молодых ученых и изобретателей.

04.12.2019 | 14:11
Челябинск получил аэропорт, соответствующий амбициям современного мегаполиса

Челябинск наконец-то получил достойный аэропорт, соответствующий масштабу, возможностям и амбициям современного мегаполиса. Достоинства нового терминала воздушной гавани оценил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Здесь же глава региона провел совещание по дальнейшей стратегии ее развития.

Вчера | 16:13
В Челябинске пустили на полуфабрикаты просроченную баранину

Ветврач изменил сроки годности и отправил на переработку более 13,5 тонны некачественного мяса.

Вчера | 15:13
В Челябинской области построят муниципальные приюты для бездомных животных

На эти цели областные власти направили почти 47 млн рублей.

Новости   
Спецпроекты