Верхом на колесе. Челябинский изобретатель предлагает заправлять гироскутер углекислым газом

6 Июля 2018 Автор: Евгений Аникиенко
Верхом на колесе. Челябинский изобретатель предлагает заправлять гироскутер углекислым газом


Экологичные электромобили, по прогнозам, скоро заменят загрязняющий атмосферу транспорт. Но нашим изобретателям этого мало: они придумали еще и гироскутер на электротяге!

Какие выгоды может дать это изобретение? И чем гироцикл будущего отличается от традиционных «прогулочных собратьев»? Об этом рассказал «ЮП» автор ноу-хау, челябинский изобретатель Максим Хабаров.

«Железный конь» не игрушка!

— Почему именно гироскутер? В чем смысл модернизации?

— Гироскутер сегодня очень популярный, особенно у молодежи, вид транспорта, во многом заменяющий «пеший ход» на прогулочных дорожках. И это не просто развлечение, не игрушка, а своего рода тренировочный тренажер: он учит держать равновесие, правильно распределять нагрузки. Это особенно важно для спортсменов, которые должны научиться управлять своим телом. Я сам занимаюсь спортом, в свое время даже закончил УралГУФК, придумал немало приспособлений для тренировок. Как-то решил построить гироцикл, тоже работающий на здоровье, но по совершенно иному принципу. Обычно они двухколесные, а мы сконструировали и построили моноколесо!

— Но и эта идея не нова. В свое время я писал о челябинском конструкторе, авторе проекта «Русский сигвей» Александре Фекличеве, который изобрел моногироскутер «на шаре»...

— Мой «сигвей» совсем другой, в нем воплощены самые, казалось бы, фантастические научные разработки последних лет. Это не сфера, а моноколесо, внутри которого я поставил мощный двигатель от электрокара. Чтобы избежать падений, установил гироскопы, а «по бокам»— подставки для ног. Причем это вовсе не тихоходный «сигвей», а очень даже скоростная машина. Усевшись верхом на «железного коня», можно развить скорость до 120 км в час!

Компьютерный «глаз»

— Какие еще придумки науки нашли применение в вашем «моносигвее»?

— Пожалуй, главное — движением гироскутера управляет компьютер, который мы поставили на него для обеспечения безопасности. Это моноколесо очень маневренное, безаварийное, можно с ходу разворачиваться и гонять без риска опрокинуться на автотрассе. Экспериментальный образец уже «в металле» и вполне успешно прошел первые дорожные испытания.

— Но не менее ценно и то, что ваш моноскутер на электротяге. Ведь это серьезный плюс для экологии...

— Это так. Традиционные автомобили и мотоциклы своими выхлопами отравляют воздух, делают жизнь в городе невыносимой. Примером тому Челябинск, где половина вредных выбросов приходится на авто. Я уверен: бензин и дизельное топливо со временем уйдут в прошлое! В Китае уже ставят целью в ближайшие годы весь транспорт в мегаполисах перевести на электричество. Эта тенденция во всем мире, и Россия не исключение.

Другой весомый плюс «корма» нашего гироскутера — его дешевизна. Электроэнергия в разы дешевле бензина, и переходить на нее прямой резон.

Газовый энергозапас

— Однако ваш гироскутер вряд ли долго проедет без дозаправки. А электро-АЗС только начинают появляться в Челябинске...

— Сегодня развитие электротранспорта во многом сдерживает дороговизна и малая емкость литиевых аккумуляторных батарей, но ученые уже придумали возможные решения и этой проблемы. Один из вариантов — водородный аккумулятор, который изобрели мои коллеги из Курчатовского института в Новокузнецке. Но водород — горючий, взрывоопасный газ, и обращаться с ним нужно очень осторожно.

Мы тоже уходим от жидкостных аккумуляторов в пользу газовых, но предлагаем более простой и вполне безопасный путь — использовать углекислый газ. Зимой он будет играть роль «печки», не давая электродвигателю остыть, а летом — охладителя от чрезмерного перегрева. Этот газ вполне доступен по цене, не наносит вреда окружающей среде. Причем срок службы такого аккумулятора намного дольше, чем у обычных щелочных. Он вполне может исправно работать до 30 лет!

«Гаражный» автопилот?

— А будет ли у гироскутерного проекта свое продолжение?

— Над этим мы уже работаем. Кроме «моносигвея» сейчас разрабатываем и электромобиль совершенно новой, оригинальной конструкции. Тяговой силой, как и для гироскутера, будет служить электродвигатель от обычного кара, мощности вполне хватит. Его аккумулятор для накопления электроэнергии тоже будет на углекислом газе. А заряжать его электричеством на специальных автозаправках вовсе не обязательно: на крыше электромобиля установим солнечные батареи.

— Планируете ли перевести ваш электромобиль на автопилот?

— По задумке, он будет не только на ручном, но и на компьютерном управлении. Умная электроника будет отслеживать все параметры пути, при необходимости тормозить, если на дороге попадется препятствие. Автопилот обеспечит безопасность движения, а водителю останется лишь контролировать автоматику.

— Но потянете ли в одиночку этот мегазатратный проект?

— Казалось бы, разработать такие высокие технологии «на коленке» вряд ли возможно, над ними годами работают целые научные институты и конструкторские бюро, но, на мой взгляд, это предубеждение... Многие прорывные проекты — «Майкрософт», «Эппл»— рождались «в гараже». Правда, для промышленной доводки наших ноу-хау и запуск в серию нужны огромные деньги, и мы очень рассчитываем на помощь государства. Также подыскиваем инвесторов, готовых вложить средства в науку. По отзывам экспертов, у нашего проекта большое будущее, но важно, чтобы он вышел из стадии камерного эксперимента, нашел применение при создании транспорта будущего.

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

Сегодня | 17:02
В Челябинске подвели итоги Молодежного цифрового форума «на ТЫ с IT»

Южноуральские вузы ежегодно выпускают около 1000 молодых программистов, но потребность кратно больше.

Сегодня | 14:29
На Южный Урал к Дню Победы завезли более 370 тысяч гвоздик из Китая

Нарушений фитосанитарного законодательства и карантинных объектов не выявлено.

Новости   
Спецпроекты