Что посеешь, то и пожнешь. Зачем в Челябинской области пытаются возродить школьные огороды

13 Августа 2018 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Что посеешь, то и пожнешь. Зачем в Челябинской области пытаются возродить школьные огороды


Не секрет, что более 70 % сельских школьников готовы поменять размеренную деревенскую жизнь на городскую. В мегаполисе их привлекает развитая инфраструктура и мечты о больших заработках, порой абсолютно мнимые. По мнению ряда экспертов, одна из причин тому — отсутствие в загородных школах профориентации с уклоном на сельскохозяйственный сектор.

Одним из элементов такой профориентации мог бы стать школьный огород, который с младших классов прививает умения зарабатывать на земле. Однако ряд законодательных проволочек мешает школам Челябинской области его организовать.

С участка — в столовую

В огороде при Мирненской школе Уйского района кипит работа. Группа старшеклассников, вооружившись лейками, лопатами и ведрами, активно поливают грядки, копошатся в теплицах и собирают первый урожай — огурцы, кабачки и помидоры. На участке в более чем 50 соток скоро поспеет морковка, свекла, капуста, перец, баклажаны и картошка. Этого урожая с лихвой хватит, чтобы на целый год обеспечить школьную столовую. Излишки потом раздадут ветеранам и пожилым учителям. Своеобразная волонтерская деятельность.

— Перед тем, как попасть в столовую, все овощи проходят экспертизу в Челябинске, — рассказывает директор Мирненской СОШ Ольга Якунина. — Также школой готовится отчет в местную администрацию, насколько богатым выдался урожай и сколько овощей по итогу мы будем использовать в столовой. Каждая морковка у нас на счету.

На школьном огороде ребятишки трудятся в рамках уроков технологий. Теория преподается только зимой, в остальное время — реальная производственная практика. Приобщаться к труду школьники начинают со второго класса. В уставе школы приусадебный участок значится как элемент профподготовки к будущим сельскохозяйтсвенным профессиям. И это приносит свои плоды.

— Большинство учащихся потом хотят связать свою жизнь с агрокомплексом и поступает в подразделения Южно-Уральского государственного аграрного университета. Так как Мирненская школа имеет лицензию еще на подготовку трактористов, часть ребятишек, пройдя обучение, остаются жить на селе и занимаются хозяйством, — констатирует Ольга Якунина.

В Ларинской школе Уйского района профориентацию сельских школьников проводят по аналогичной схеме. На учебном огороде в 20 соток выросло не одно поколение местных аграриев. Есть здесь вся специализированная техника и даже современный трактор.

— Вы не поверите, но многие жители деревень сегодня покупают овощи в магазине, непонятно откуда завезенные. А их участки поросли сорняком. В итоге наши школьники потом научают родителей, как завести огород и правильно проредить морковку, — говорит директор Ларинской школы Уйского района Радик Чутбасов. — На школьном огороде школьники трудятся по полтора часа в летний период в лагерях дневного пребывания. В течение года на участке проводятся уроки технологии и биологии, во время которых в том числе ставятся опыты. Большинство старшеклассников после такого опыта летом подрабатывают на ближайших сельскохозяйственных предприятиях, а половина школьников после выпуска остается работать на селе.

Казалось бы, эффект от такой профориентационной работы налицо. Однако эти два примера с организацией школьных огородов чуть ли не единственные во всей Челябинской области. В основной же массе в сельских школах либо полностью отсутствует какая‑либо производственная деятельность, либо ведется нелегально. По словам министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова, сегодня есть ряд технических сложностей, которые препятствуют этому процессу. Например, не каждое сельское учебное заведение готово тратить время и средства на проведение довольно дорогостоящей экспертизы овощей, а также разобраться в отчетности — как выращенные продукты поставить на баланс.

— Еще одна проблема — в школах не так много организаторов, обладающих компетенциями маркетологов. Там есть педагоги, но там нет бизнесменов, которые могли бы продукт, сделанный на своем участке, продвинуть дальше на продажу грамотно и по закону, — рассуждает Александр Кузнецов. — При этом сельская школа до сих пор находится в казенном статусе, что, на мой взгляд, пережиток прошлого. Имея его, быть участником рыночных отношений просто невозможно. Мы сторонники того, чтобы школы, особенно те, у которых есть свое производство, переходили в статус автономных организаций и находили нормативно-правовые варианты участия в рыночных отношениях.

Снять барьеры

На развитие и поддержку общеобразовательных заведений из глубинки в Челябинской области нацелен национальный проект «Энциклопедия сельских школ России». Одна из целей, которую он преследует, — это возрождение земледельческих участков на территории школ. Руководитель «Энциклопедии сельских школ» Николай Махнев уверен, что школьный огород мог бы стать эффективным образовательным проектом по экологическому воспитанию, обучению финансовой грамотности и предпринимательским навыкам.

— В советское время при школах существовала огромная сеть земледельческих участков, которые, с одной стороны, давали возможность удешевления питания, разнообразия рациона, с другой — возможность детям участвовать в реальном производстве с конкретными выраженными результатами деятельности. Конечно, это была далеко не идеальная картина, организация труда и эффективность этих участков часто была очень низкой. Но ценным было то, что власть поддерживала это направление, — рассказывает Николай Махнев. — Положение о школьном приусадебном участке было закреплено в приказах и нормативных инструкциях союзных министерств и ведомств, в поддержке этого направления участвовали колхозы и совхозы, которые помогали техникой и людьми и т. д.

Отказываться от садов и огородов большинство школ стали в нулевых. Это было связано с усилением контроля надзорных органов — в плане предпринимательства школу фактически прировняли к предприятию, в том числе в налоговых обязательствах и штрафных санкциях. Естественно, заниматься непрофильной деятельностью, которая несет одни проблемы, мало кому хотелось. Кроме того, даже если школа зарабатывала средства в виде производственной деятельности, по закону муниципалитет считал это своими доходами. И часть из них присваивал себе. В итоге происходило кардинальное недофинансирование школ.

— Что мы имеем сейчас? С одной стороны, крайне ограниченное количество школ, которые целенаправленно занимаются развитием приусадебных участков и садов, воспитывают детей через реальную трудовую деятельность. С другой — постоянное сетование власти и общества на то, что наша молодежь выходит из классов неподготовленной к жизни, что участки наших образовательных учреждений часто не соответствуют критериям цивилизованности и экологичности, — рассуждает Николай Махнев. — Что предлагает срочно сделать национальный проект «Энциклопедия сельских школ России» — возвратить школьные огороды в зону ответственности образовательных организаций и сделать процедуру их создания обязательной. Организовать проведение федеральных конкурсов на лучший участок под эгидой министерства просвещения и минэкологии. Внести изменения в законодательство, которое приравняет школьные сады и огороды к личному подсобному хозяйству в плане снижения бюрократических и административных барьеров. А также создать юридические и финансовые механизмы, позволяющие закупать школе выращенную на собственном огороде продукцию для организации школьного питания, минуя конкурсы и другие процедуры.

Соответствующие предложения от Челябинской области уже направлены в Совет Федерации, правительство РФ и Госдуму. Теперь в регионе с нетерпением ждут ответа «сверху».

С ориентацией на успех

По мнению главного редактора журнала «Народное образование» Алексея Кушнира, в сельских школах сегодня мало возродить огород, в кардинальных изменениях нуждается образовательная программа в целом.

— Сейчас в сельской школе реализуется городская образовательная программа, которая не дает ученикам никаких знаний, навыков, умений, средств и инструментов успешной жизни на селе. В ней абсолютно отсутствует какой‑либо сельский политехнизм. Все эти экскурсии на высоктехнологичные сельхозпредприятия не являются эффективным инструментом профориентации. На что они ориентируют? Чтобы быть наемным рабочим за 15-20 тысяч рублей? Но кому это будет интересно в нынешних условиях? На жизнь в селе может и будет ориентировать только гарантия успеха. А это означает, что сельского школьника нужно воспитывать не как работника у селькохозяйственного капиталиста, а как собственника, в крайнем случае, арендатора земли. Школьный огород в этом случае должен служить образцом высочайшей технологии, самой передовой техники и примером сверхрентабельности. Демонстрировать возможность в кратчайшие три-пять лет стать, грубо говоря, миллионером. Только в этом случае этот объект будет являться профориентирующим, помогающим детям сделать правильный выбор — остаться на селе, уметь хозяйствовать на земле успешно, развивать территорию и любить ее. Я могу по пальцам пересчитать регионы, руководство которых понимает важность этого аспекта воспитания, где стараются создавать условия для генерирования в человеке способности приносить пользу. Кстати, Челябинская область — одна из таких территорий.
16.10.2018 | 12:14
Век веры. В епархии возвращают имена челябинских святых

Сто лет для епархии — это молодость. Так считает секретарь Челябинской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма, протоиерей Игорь Шестаков. Разговор с ним начался с вопроса о том, что же такого важного произошло в 1918 году, что могло стать временным мерилом для того, чтобы сегодня отмечать вековой юбилей?

15.10.2018 | 17:20
Дубровский оценил, во что архитекторы превращают популярный челябинский сквер

Благоустройство Челябинска в нынешнем году коснулось одного из самых любимых точек отдыха горожан — Алого поля.

21.09.2018 | 11:14
Учебный обмен. В Челябинск прилетели пять учителей из Северной Кореи

Делегацию интересует, как работает система образования в Челябинской области, а также культурные объекты мегаполиса.

19.09.2018 | 11:01
Дружба с роботом. Бесплатно заниматься техническим творчеством может каждый пятый челябинец

На Южном Урале активно развивается детское техническое творчество. Эксперты уверены, что занятия в таких секциях мотивируют школьников пойти в инженеры, IT-специалисты, фрезеровщики и сварщики, столь дефицитные в регионе.

Новости   
Спецпроекты