Главред журнала «Кот Шредингера» рассказал в Челябинске, как нужно писать о науке

18 Декабря 2018 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Главред журнала «Кот Шредингера» рассказал в Челябинске, как нужно писать о науке


Говорят, что фундаментальная наука — темный лес для человека непосвященного. Как в ее таинствах разобраться дилетанту-гуманитарию и чем популяризация науки может помочь в познании природы, мира и места человека в нем?

Наука-Григорий-Тарасевич.jpgСвоими мыслями по этим вопросам с «ЮП» поделился один из гуру научной журналистики России, главный редактор журнала «Кот Шредингера» Григорий Тарасевич.

Пилот «АнтиЕГЭ»

— Григорий, каким ветром вас занесло в Челябинск?

— Не только попутным. В ваш город я приехал вместе с группой школьников, чтобы запустить первый в России проект под названием «АнтиЕГЭ». Не пугайтесь, мы не собираемся бороться с единым государственным экзаменом. Он «анти», потому что в нем все наоборот. Обычный ЕГЭ придумывают взрослые, а сдают школьники. У нас же задания разрабатывали старшеклассники: сначала на летней школе, а потом в Челябинске. Они же координировали основную часть работ, зачитывали вопросы, следили за порядком в зале. Сдавать этот экзамен мог кто угодно, и у нас на одну из площадок пришел человек, которому больше 50 лет. Экзамен проходил на пяти площадках Челябинска и на одной в Снежинске. В сумме было несколько сотен человек.

Настоящий ЕГЭ очень-очень серьезный, порой даже слишком. Мы подумали и решили внести нотку юмора в страшный экзамен. Среди тем «АнтиЕГЭ» — шоколадки, пельмени, котики, а также книги «Алиса в Стране чудес», «Три мушкетера», мультфильм «Шрек» и другие.

Проводить акцию в Челябинске мы решили потому, что нас активно поддержал местный информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ). Они взяли на себя всю организацию, от нас требовались лишь идеи.

— Сегодня не только у детей, но и у взрослой публики мы видим всплеск интереса к науке.

— Это действительно так. В 90-х годах модным было отрицание науки, все кинулись к экстрасенсам. А сейчас, видимо, маятник качнулся в другую сторону, и мистика уже не в тренде. Политика тоже многих не интересует. Зато мы наблюдаем небывалый взлет интереса к научным исследованиям.

Вот, например, недавно в Москве проходила книжная ярмарка «Нон-фикшн», люди стояли в длинной очереди, платили по 400 рублей за вход, чтобы просто покупать научно-популярные издания.

Учитель и журналист

— Как вы пришли в научную журналистику?

— Это долгая история. Еще в школе в 1989-1990 годах мы издавали самиздатовскую газету с чудовищным названием «Революционная Россия». Считали себя наследниками партии то ли эсеров, то ли «Земли и воли». Бурное было время! Конечно, это больше напоминало игру.

Потом был РГГУ (бывший историко-архивный), где я учился на факультете научно-технической информации. На 3-м курсе уже создали собственное информационное агентство: издавали бюллетень о жизни российских вузов, который рассылали в СМИ. Затем работал в «Учительской газете», «Новом русском слове», «Русском репортере», а в последние годы — в созданном нами научно-популярном журнале «Кот Шредингера».

— Говорят, что вам довелось и поучительствовать.

— Это было скорее для души. Как-то ко мне обратилась коллега, у которой дочка училась в негосударственной школе. Сказала, что им очень-очень нужен учитель географии. Я встретился с директором и честно признался: «Знаете, я вообще не против, но есть две проблемы. Во-первых, я не умею преподавать. А во-вторых, я не знаю географии». Оказалось, это как раз то, что нужно. Отсутствие опыта работы в обычной школе означает, что я не испорчен педагогическими догмами. То, что не знаю предмета, тоже неплохо: буду разбираться вместе с учениками, и всем будет интересно. Так я и стал учителем-самоучкой.

А потом меня пригласили в государственную школу. Сначала географию вел, потом обществознание. Сейчас у меня перерыв, в этом учебном году нигде не преподаю. Но, как говорит мой знакомый учитель, школа — это наркотик, а бывших наркоманов не бывает. Подозреваю, в следующем сентябре снова окажусь перед классом.

Журнал с нуля

— А почему вы ушли из журнала «Русский репортер», где возглавляли отдел науки?

— В какой-то момент дела у журнала шли не очень. Журналистам недоплачивали, месяцами задерживали зарплату. Как-то мы сидели с коллегами и грустили по этому поводу. Я вдруг впал в пафос и заявил, дескать, нечего ныть, вот сейчас возьму и создам новый журнал. Раз сказал, надо делать. Пошел искать партнеров и довольно быстро договорился с Всероссийским фестивалем Nauka 0+.

— Почему решили назвать журнал «Кот Шредингера»?

— Кот Шредингера — это научная метафора, а вернее, мысленный эксперимент, предложенный австрийским физиком-теоретиком, одним из создателей квантовой механики Эрвином Шредингером, который хотел показать ее неполноту при переходе от субатомных систем к макроскопическим. А если взаправду, просто мы очень любим котиков, вот и объединили эти два хайповых слова.

По стопам Зубра

— Бумажные издания уже доживают свой век. Кроме журнала, есть у вас другие научные медиапроекты?

— Мне не раз говорили, что бумажный журнал сегодня читают одни пенсионеры, но я с этим категорически не согласен. «Бумага» с интересной, нестандартно поданной научной информацией по-прежнему привлекательна, в том числе и для продвинутой молодежи. Наша аудитория, наоборот, растет. Но мы не чураемся и новомодных веяний интернета — создали свой портал oLogy, книгу комиксов, ряд других проектов.

— А нет желания написать книгу о науке?

— Оно возникло давно, а в этом году у меня пошла в печать такая книжка, которую поначалу назвал «Бог, желудок и зеркало». Но в издательстве не согласились с таким вычурным, на их взгляд, названием и поставили свое — «О науке без звериной серьезности». Оно взято из высказывания знаменитого Зубра, репрессированного физика-ядерщика Тимофеева-Ресовского, который отбывал «научный срок» в Челябинской области. Он писал, что о науке нужно говорить без звериной серьезности.

А сейчас у меня родилась новая задумка: написать книгу о школе, о научном интересе подростков. О них пишут либо как о засевшем в интернет-чатах потерянном поколении, либо «розовые сопли» о воспитательной роли педагогов. Я хочу написать всю правду без купюр, о чем мечтает наша молодежь, к чему стремится. И какие у нее завихрения, виражи на пути познания смысла бытия.

Путешествие за мечтой

— Какие книги посоветуете прочитать, чтобы быть в тренде современной науки?

— Думаю, имеет смысл начинать с британского биолога Ричарда Докинза. Его «Эгоистичный ген» — своеобразная теория эволюции, которая объясняется не конкуренцией видов, как у Дарвина, а борьбой геномов. По мнению Докинза, цель всего живого не столько размножиться, сколько распространить свой геном. Не бесспорная, но очень интересная идея.

Многое можно почерпнуть в science-бестселлерах Аси Казанцевой. Она не стесняется откровенно писать о себе, в книгах Аси есть все, включая отношения с мужем и  сексуальную жизнь.

Мы постоянно общаемся с известным популяризатором математики Алексеем Савватеевым. Его книга «Математика для гуманитариев» своего рода учебное пособие, как нужно преподносить сложные вещи простым и понятным языком.

Для вдумчивого читателя многое может дать книга Дарьи Варламовой и Антона Зайниева «Сойти с ума». Это одна из первых научно-популярных книг по психиатрии, в которой масса не только масса научных наблюдений, но и красивых метафор и образов.

— А как насчет научных блогеров?

— Очень советую ознакомиться с блогом Александра Иванова из Екатеринбурга. Он уже очень известный, хотя и молодой блогер и популяризатор науки. Его книга «Химия — просто. История одной науки» и в бумажном, и в электронном варианте читается на одном дыхании. Его блог «Химия просто» очень популярен и у молодежи, и у корифеев науки. Александр снимает короткие и занимательные видеоуроки по химии, которые будут интересны и понятны всем.

— Но вы не зациклены на одной науке? Есть ли у вас мечта?

— Главред научного журнала тоже человек. Хотя мои мечты все-таки связаны с географией, журналистикой, педагогикой. К примеру, очень хотелось бы побывать в Якутии, где появились так называемые кочевые школы, и написать о них. Учителя вместе с оленеводами кочуют по тундре, обучают детей грамоте, делятся знаниями о природе, окружающем мире. Есть у меня и другая мечта — отправиться в океан на научном судне.

Вчера | 12:38
Сила мысли. Челябинские ученые придумали прибор, улучшающий работу мозга

Можно ли научить организм самовосстановлению и запустить скрытый лечебный механизм? Это одна из давних проблем, к решению которой лишь подходит официальная медицина. Но, по мнению челябинских ученых, способность к саморегуляции организма заложена самой природой. Для этого служит механизм нейропластичности — изменения структуры мозга, приспособляемости к переменам среды и внешним воздействиям.

16.01.2019 | 15:05
«Подкова» мегаполиса. Борис Дубровский побывал с рабочим визитом в Сосновском районе

Сосновский район, который примыкает к Челябинску с северо-запада, считается основным вектором развития областного центра. «Челябинск будет развиваться в эту сторону», — уверяют чиновники, а стоимость недвижимости, из-за которой территорию называют «челябинской Рублевкой», косвенно подтверждает теорию.

Вчера | 12:38
Сила мысли. Челябинские ученые придумали прибор, улучшающий работу мозга

Можно ли научить организм самовосстановлению и запустить скрытый лечебный механизм? Это одна из давних проблем, к решению которой лишь подходит официальная медицина. Но, по мнению челябинских ученых, способность к саморегуляции организма заложена самой природой. Для этого служит механизм нейропластичности — изменения структуры мозга, приспособляемости к переменам среды и внешним воздействиям.

16.01.2019 | 16:39
К саммитам ШОС и БРИКС в центре Челябинска обновят 14 объектов культурного наследия

Глава региона взял под контроль важную для имиджа города работу по возрождению исторических зданий.

Новости   
Спецпроекты