Что система образования Челябинской области может перенять у Казахстана
Делегация от Челябинской области посетила слет сельских школьников IQanat в Нур-Султане (Астане). Ее поразил тандем власти и бизнеса в вопросах поддержки одаренных учеников из глубинки.
— С директором фонда IQanat Айжан Садыковой мы познакомились на Московском международном салоне образования, — поясняет Николай Махнев. — Ее заинтересовал наш проект «Энциклопедия сельских школ», в рамках которого мы не первый год боремся за придание сельским школам особого законодательного статуса, чтобы дать им возможность развиваться по разным направлениям, будь то туризм или сельское хозяйство, и зарабатывать деньги, а учащихся этих школ погрузить в основы сельского предпринимательства. У нас в стране на федеральном и региональном уровне пока не особо поддерживают эту идею. Однако, как оказалось, в Казахстане это прекрасно понимают как местные власти, так и бизнес. Поэтому Айжан Садыкова пригласила нас поделиться опытом в этом вопросе.
Больше всего делегацию Челябинской области поразило, что фонд IQanat, за счет которого проводятся одноименные олимпиады и слет школьников, существует на частные средства. В него добровольно и без всякой выгоды вложились бизнесмены (в основном из строительной сферы), которые сами являются выпускниками сельских школ и знают, как непросто выходцам из глубинки достигнуть успеха в жизни. Общий вклад попечителей только в организацию олимпиады на 2018/2019 учебный год составил более 300 млн тенге. Кроме того, по итогам слета IQanat были отобраны сто лучших ребят, которые получат возможность бесплатно обучаться в английской школе Qanat Kazakh-English High School, построенной на средства все тех же бизнесменов в курортном местечке в районе Борового.
Фото: Instagram Iqanatkz
— Ее цель — подготовить талантливых сельских школьников для поступления в топовые мировые вузы. При этом в учебный план школы внедрены не только классические предметы, но и предпринимательство, программирование, медицина, инжиниринг, — говорит Николай Махнев. — Примечательно, что такая поддержка бизнесом школ быстро нашла отклик у государства. Ста победителям олимпиады IQanat были выделены гранты из фонда первого президента Республики Казахстан на обучение в этой английской школе. Единственное условие: после обучения в топовых вузах вернуться работать в Казахстан.
Казахские предприниматели не намерены останавливаться на этом. В их планах построить еще четыре такие школы в разных районах страны. Также фонд оказывает бесплатную поддержку в подготовке к итоговой аттестации абсолютно всем сельским участникам олимпиады IQanat. Задача-максимум — вовлечь в движение все сельские школы Казахстана. Местное министерство образования поддерживает их в этом информационно и организационно.
Николай Махнев уверен, что Челябинской области нужно обратить внимание на этот опыт: выделить и поддержать талантливых учащихся из глубинки. В первую очередь, по его мнению, нужна соответствующая позиция местной власти и регионального минобра. Возможно, с их посыла и местный бизнес поддержит идею.
Фото: Instagram Iqanatkz
— В большинстве сел уровень образования гораздо ниже, чем в городе. В первую очередь это связано с нехваткой кадров, недостаточной материальной базой. Если у городских ребят есть выбор, куда именно идти учиться (школа, лицей, гимназия и т.д.), то сельские дети лишены такой возможности. И даже скорость интернета, который сегодня решает все в нашей жизни, в большинстве сел далека от желаемого. При этом большая часть населения и Казахстана, и Челябинской области живут именно в селах. Особое внимание им просто необходимо, — подчеркнул Николай Махнев.
Как сообщили в региональном министерстве образования, одаренные сельские школьники Южного Урала не оставлены без внимания. Так, каждый год в Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат отбираются способные, замотивированные на учебу дети со всего региона, которым не хватает местных кадровых и материально-технических ресурсов для развития. Также за некоторыми учебными заведениями из глубинки закреплены более успешные школы, которые делятся с ними методиками работы. Кроме того, сельским школам дополнительно выделяются средства на материально-техническое оснащение и надбавки к заработной плате педагогов.
Поделиться