Школа без смартфона. Челябинским ученикам могут запретить пользоваться мобильными телефонами

11 Июля 2019 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Школа без смартфона. Челябинским ученикам могут запретить пользоваться мобильными телефонами


У Роспотребнадзора есть месяц, чтобы продумать меры по ограничению использования телефонов в школах.

Возможно, уже с сентября в учебных заведениях появятся специальные емкости для хранения гаджетов, чтобы ученики могли позвонить родителям, но при этом не брали смартфон в класс.

  Данная инициатива вызвала активную дискуссию у общественности. О том, стоит ли запрещать мобильники в школах, спорят в том числе южноуральские учителя, родители, медики и психологи.

  Вернуться к кнопочкам

  «Телефонов у детей на уроках и на переменках не должно быть», — такое категоричное заявление неделю назад сделала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, обосновав это тем, что гаджеты сильно отвлекают учеников от учебы.

  Теперь Роспотребнадзору поручено к началу года «без фанатизма», с соблюдением закона и этических норм продумать ограничительные меры использования гаджетов в российских школах. В том числе ведомству нужно будет разработать механизм хранения телефонов, при котором школьный бюджет не пострадает в случае их пропажи. Такая инициатива фактически столкнула лбами родителей и учителей. Первые категорически против лишения детей любимых игрушек (мобильных устройств), вторые же считают, что запрет на их использование надо было вести уже давно.

  телефоны_Анна-Щекина.jpg«Конечно, я против! Мой сын учится в шестом классе, на уроках телефоном точно не пользуется, только на переменах, он у меня в этом плане ответственный. Чаще я сама ему звоню спросить, как дела, сказать, что тренировка сегодня перенесена или что его будет ждать бабушка, — комментирует челябинка Анна Щекина. — Очень часто бывает, когда мне срочно нужно ему позвонить, я специально жду перемены, а теперь придется каждый раз заезжать в школу? Я буду не против данной инициативы, только если разрешать использовать телефоны на переменах. Главное, при этом организовать все по уму».

Учителя готовы парировать: купите простой кнопочный телефон без выхода в интернет и тогда всегда будете со своим ребенком на связи, а ученики, в свою очередь, не будут сидеть сгорбившись и уткнувшись в экраны.

Саратовкина-Оксана-Учитель-года-2016_IMG_8209.jpg«Проблема использования телефонов особенно остро проявляется при проведении контрольных работ, приходится весь урок стоять и наблюдать за работой учеников, как организатор на ЕГЭ. На переменах большинство используют гаджеты, даже с места не встают, о каком здоровьесбережении можно говорить? — рассуждает учитель истории и обществознания школы № 7 Копейска, «Учитель года-2016» Челябинской области Оксана Саратовкина. — Конечно, данная проблема требует правового регулирования, так как школа бессильна в решении данного вопроса. Мы пытались на общешкольном собрании родителей запретить телефоны в школе, но большая часть из них отрицательно отнеслась к этой идее, объясняя тем, что ребенок должен быть всегда на связи».

В итоге в копейской школе № 7 с гаджетозависмостью все учителя борются по-своему: кто-то при входе в класс устанавливает ящики для телефонов, кто-то отбирает и отдает потом родителям в руки, а кто-то пытается найти приемы использования гаджетов на уроке.

  «Например, в каждом классе, где я работаю, есть ученик «совенок, помоги», который в спорной ситуации готов с помощью телефона и интернета дать правильный ответ, найти статистику и т.п. Если вижу в руках ученика телефон, то использую это, даю задание ученику по теме урока, позволяя ребенку найти информацию и сделать сообщение и т.п. Но все же я склоняюсь к запрету телефонов, так как они отвлекают учеников от процесса обучения», — добавила Оксана Саратовкина.

телефоны-в-школах_Шишкоедов_DSC0471.jpg

  Несите коробки

  Споры спорами, а здоровье прежде всего, уверены медики. И в этом плане смартфоны ученикам скорее враги, чем друзья. Близорукость — основной бич современной цивилизации, уверяют офтальмологи. И виной тому в том числе гаджеты.

  телефоны_Ядыкина.jpg«Дети и без того на занятиях находятся в постоянном напряжении, а мобильные телефоны только усиливают нагрузку на зрение. Не зря же придумали гимнастику для глаз, пятиминутки отдыха во время уроков или на переменах. Умственная и зрительная нагрузка должны чередоваться с физический активностью, иначе у ребенка последует развитие или прогрессирование миопии (близорукости), — аргументирует главный внештатный детский офтальмолог министерства здравоохранения Челябинской области, заведующая офтальмологическим отделением Челябинской областной детской клинической больницы Елена Ядыкина. — Помимо прочего, гаджеты мешают ученикам сосредоточиться и негативно влияют на нервную систему. У меня самой дочь учится в восьмом классе. Посовещавшись с родителями, мы уже давно решили вопрос о запрете гаджетов в нашей школе. В классах у нас стоят обычные коробочки. Перед уроком ребята сдают туда телефоны, а на переменах учитель раздает их обратно, никаких финансовых вложений и сложных организационных процедур. Пропажа гаджетов тем самым также исключена. В то же время дети всегда на связи».

  Эксперты сходятся во мнении: отгородить полностью детей от от благ цивилизации было бы неправильно, но можно организовать рациональное использование смартфонов. Правда, для этого потребуется согласие и слаженная работа руководителей школ, учителей и родителей.

Комментарии

  Запрет породит агрессию

 телефоны_Долгова-Валентина-(цвет),-декан-факультета-психологии-ЮУрГППУ.jpgВалентина Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЮУрГППУ:

  — Дети настолько привязаны к экранам, что отправить их глубоко в портфель уже не в состоянии, достают каждые пять минут и проверяют ленты, новости, сообщения. Попытки же заставить убрать гаджеты часто наталкиваются на тихое или громкое упорное сопротивление. Учителя рассказывают, что у некоторых детей начинается реальная паника и истерика, если экран исчезает из поля зрения.

С другой стороны, нельзя не учитывать негативные последствия этой зависимости. Как сидят дети на переменах: шея параллельно полу, спина бубликом, глаза кучкой в экране, уши заткнуты наушниками. Учителя говорят, что некоторые идут по лестнице — смотрят в экран, что часто приводит к падениям.

Родители тоже зависят от возможности постоянной связи со своим ребенком. Боятся, как они без связи будут добираться до дома общественным транспортом, гулять после школы, идти в кружок, особенно если вторая смена.

Но вместе с этим запретом появятся проблемы гораздо более серьезные, связанные с удовлетворением потребностей. Потребность — это вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребность должна быть удовлетворена (например, зачесалось — попробуйте не почесать). Если потребность не удовлетворена, наступает состояние фрустрации. Фрустрация — особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным.

Это эмоциональное состояние всегда ведет к агрессии. Либо к гетероагрессии, направленной на источник фрустрации. Либо к аутоагрессии, направленной на себя, вплоть до членовредительства, вплоть до суицида.

Запрет вызовет страхи, повышенную тревожность, невротизацию, агрессию. Поэтому нужна не только кропотливая разъяснительная работа, но и системное формирование готовности у всех субъектов образовательного процесса работать на уроках без телефонов.

Учить, а не следить

 телефоны_Стенина.jpg Анна Стенина, заместитель директора по учебной работе, учитель математики челябинской школы № 70:

  — В настоящее время вопрос с гаджетами в школе стоит, как мне кажется, очень остро. Современные дети буквально поглощены своими телефонами: постоянное общение в соцсетях, игры и другие прелести. На переменах вместо отдыха ребята играют в телефон, что не дает расслабиться их глазам, да и двигательной активности никакой. А на уроках постоянно отвлекаются. Кроме того, в интернете находятся в открытом доступе ГДЗ (готовые домашние задания), с которых обучающиеся пытаются списывать ответы для самостоятельной работы, пользуются встроенными калькуляторами и словарями. Конечно, педагоги стараются не допускать этого, но при полной посадке класса это все же не так легко. Согласитесь, нам нужно вести урок, а не только следить, кто использует свои гаджеты. А забирать телефоны у детей мы, конечно, не можем. Остается только и учителям отвлекаться на телефоны учеников.
А ограничение пользования гаджетами, я думаю, поможет детям концентрировать внимание на изучаемом материале, повысит самостоятельность при выполнении заданий, будет способствовать улучшению навыков счета. Во Франции, например, уже год как действует запрет на мобильные телефоны в начальной и средней школе. Я думаю, нужно пользоваться удачным опытом французских коллег.

Вчера | 14:59
Квоты в законе. В Челябинской области начнут экологический эксперимент

Госдума РФ в третьем чтении единогласно приняла закон о квотировании выбросов. За проголосовали 398 депутатов.

17.07.2019 | 14:51
В Челябинской области экстренно решают вопрос финансирования нацпроектов

Челябинская область, как и многие другие регионы страны, застряла на старте реализации нацпроектов: аудиторы отмечают низкий уровень исполнения расходов, предусмотренных для достижения целей. Иногда подписание соглашений с регионами откладывается из-за корректировки показателей нацпроектов на федеральном уровне.

05.07.2019 | 11:47
Педагог из Челябинска Галина Черныш не признает старости и в 80 лет учит детей

Учитель русского языка и литературы Галина Черныш из Челябинска, наверно, могла бы быть лидером программы активного долголетия. На пенсию 80-летний педагог вышла только год назад, но даже в таком почтенном возрасте не смогла прожить ни секунды без дела. Каждый день недели Галина Сергеевна расписала по часам и минутам.

28.06.2019 | 18:43
Алексей Текслер побывал на выпускном в родной школе

Глава региона пообщался со своей первой учительницей по математике, с ностальгией прошелся по школьным кабинетам и вручил аттестаты нынешним выпускникам.

Новости   
Спецпроекты