Палки в колесах. Насколько безопасно быть велосипедистом в Челябинске

2 Сентября 2019 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Палки в колесах. Насколько безопасно быть велосипедистом в Челябинске


Сколько в Челябинске велодорожек, какие загородные маршруты популярны у владельцев «стальных» коней и какие угрозы могут встретиться на пути начинающих велосипедистов?

Для ответа на все эти вопросы корреспондент «ЮП» специально провела несколько дней, крутя педали, чтобы такие же начинающие велосипедисты могли понять, стоит ли вообще ввязываться в это дело.

Осторожно: дети

Педали я не крутила где-то с пятого класса. Тогда старшеклассник Лешка силой забрал мой советский «Школьник», который явно был ему не по размеру. Мой верный «конь» не выдержал такого коварства и под большим весом быстро сдался. Вот так все трагично тогда закончилось. И вот спустя двадцать лет я снова в седле, на новеньком велосипеде.

Для первой велопрогулки маршрут выбрала самый популярный у челябинцев: от Изумрудного карьера до центрального городского пляжа и оттуда напрямик в парк Гагарина (или наоборот, кому как ближе от дома). Оказалось, катиться по протоптанным лесным тропинкам — сплошное удовольствие. Легкие жадно глотают чистый лесной воздух, засидевшийся в офисе организм как будто говорит спасибо за встряску. Надо сказать, перед въездом на территорию центрального городского пляжа действительно потряхивает изрядно. Стройные березки здесь сменяются толстоствольными соснами с торчащим корнями. В итоге дух захватывает на каждой увесистой кочке. Поэтому я с нетерпением жду, когда передо мной раскинется асфальтированная трасса парка.

велосипеды_Шишкоедов_DSC1154.jpg

Наконец, колеса заскользили по серой глади. Насыщенный сосновый аромат вскружил голову. Я по-настоящему расслабилась. Но счастье было недолгим. Идиллию быстро нарушили... дети. Такое впечатление, что в субботний денек сюда сразу вывели целый детский сад. Одни малыши просто бегали из стороны в сторону так, что начинающему велосипедисту непонятно, куда же от них увильнуть. Другие хаотично и непредсказуемо ехали навстречу на роликах, скейтбордах, самокатах, велосипедах. Не знаю, сколько раз мне пришлось нажать на тормоз или резко увернуться, рискуя влепиться в дерево. Но так как я очень люблю детей, выбрала своей тактикой излишнюю осторожность, чтобы не причинить кому-то из них вреда. В общем, плелась я на своем «коне», как напуганная черепаха. Некоторые мамы недовольно перешептывались, мол, нашла где кататься, дорожка-то не велосипедная. И возразить им было нечего.

В очередной раз волосы встали дыбом, когда я преодолевала короткий промежуток дорожного полотна, двигаясь от центрального городского пляжа к парку Гагарина. Опасаясь быть сбитой движущимися позади авто, я пять раз обернулась и еще три раза была «оббибикана». Мне повезло, я уцелела. Однако, как сообщили «ЮП» в отделении пропаганды городской ГИБДД, в Челябинске в 2019 году зарегистрировано 46 дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов, из которых 26 с пострадавшими. Среди них 14 детей в возрасте до 16 лет.

«Основным нарушением ПДД велосипедистами стало пересечение проезжей части по пешеходному переходу на велосипеде (9 ДТП). В дворовых проездах произошло 6 наездов на велосипедистов», — добавили в городской ГИБДД.

Большая восьмерка

Безусловно, такая концентрация всех владельцев колес в одном месте становится угрозой для жизни. В идеале развести бы эти потоки, однако в Челябинске этого пока не сделано. Опытные велосипедисты подсказали, что единственная и довольно популярная велодорожка есть на Северо-Западе между ул. Академика Макеева и ул. Чичерина. Приезжаем на место: все покрытие в трещинах и земляных проталинах, для катания явно непригодно. Поэтому мы обратились в городскую администрацию с просьбой прокомментировать, когда же в Челябинске появятся велодорожки и велополосы на дорогах.

велосипеды_DSC2849_велосипед,-дорога.jpg

Как оказалось, в городе уже есть несколько участков с выделенной зоной для велосипедистов параллельно проезжей части, где можно насладиться безопасной ездой.

«Данные участки расположены в Калининском и Центральном районах. Маршрут движения велотранспорта по обособленной полосе проходит по улице Чичерина на участке от проспекта Победы и до Университетской набережной (2,34 км) и по Университетской набережной на участке от моста в створе улицы 4-й участок Мелькомбината-2 до улицы Худякова (9,76 км)», — пояснил и.о. заместителя главы города по вопросам градостроительства Сергей Репринцев.

И еще одна долгожданная новость: за 2019-2020 годы в Челябинске собираются построить порядка восьми велодорожек! Они утверждены в комплексной схеме организации дорожного движения города Челябинска на 2018-2032 годы, а также предусмотрены в генплане города, разрабатываемом институтом ОАО «Гипрогор» (Москва). Скоро велосипедисты смогут беспрепятственно кататься по улице Чичерина — от Университетской набережной до улицы Рязанской; по улице Бейвеля — от Рязанской до улицы Профессора Благих; по Университетской набережной и Худякова — от улицы Чичерина до Лесопарковой; по улице Лесопарковой и проспекту Ленина — от Худякова до Героев Танкограда; по улицам Энгельса, Курчатова, Овчинникова — от проспекта Ленина до Привокзальной площади; по Университетской Набережной, 4-й Мелькобинат-2, Северо-Крымской, Труда — от Чичерина до Красной; по улице Каслинской — от Комсомолького проспекта до проспекта Ленина; на территории Челябинского городского бора, где в том числе построят велопешеходный мост через реку Миасс в продолжение улицы Чичерина.

Главное, чтобы такие впечатляющие планы не обернулись утопией. В городском управлении градостроительства сделали оговорку: строительство намечено на 2019-2020 годы при достаточном финансировании. То есть денег может и не хватить. Но все же стоит надеяться и верить. А пока неопытному велосипедисту лучше выбирать немноголюдные лесные тропы.


Комментарии

Город в кольцах

Наталья-Пирогова.jpgНаталья Пирогова, автор челябинского проекта «Дорогу велодорогам», специалист международного архитектурного бюро (филиал, Санкт-Петербург):

«В 2014 году я, выпускница кафедры архитектуры и строительства, и несколько неравнодушных людей из сферы экономики и пиара официально оформили проект «Дорогу велодорогам». Нами активно велась пропаганда на тему велосипедизации Челябинска, организовывались велопробеги, лекции и опросы. Затем последовали встречи с представителями ГАИ, Союза архитекторов, городского транспортного отдела, с людьми, которые принимали участие в разработке генплана Челябинска. В итоге экспертными руками на карте города были проведены новые линии. Основная концепция проекта была в том, чтобы не пронизывать весь город велодорожками, а условно подразделить все районы на пять-шесть колец, в которых сосредоточены основные социальные объекты (школы, университеты), спортивные сооружения, в том числе точки велопроката или культурные центры. Все эти кольца должны были связываться между собой транзитными маршрутами от одного района города к другому, которые бы проходили по каким-либо экологическим коридорам: река Миасс, городской бор. За пилотный проект мы взяли организацию велополосы от стадиона им. Елесиной и до улицы Российской. Ее предполагалось выделить разметкой, барьерным ограждением и дорожными знаками на каждом перекрестке. Тогда стоимость «пилота» была в 512 тысяч рублей. Проект «Дорогу велодорогам» был представлен в администрации Челябинска, но не получил одобрения, так как в городе на тот момент уже была утверждена система велосипедного движения, разработанная институтом транспортного планирования еще в 2013 году. Но пока, как видите, ни один из этих проектов не воплощен в жизнь. Позже я переехала в Санкт-Петербург и устроилась работать в международное архитектурное бюро. Мне довелось проектировать велодорожки в Берлине, в Роттердаме, а не так давно в Екатеринбурге. Что примечательно, в Екатеринбурге была разработана практически та же схема велодвижения, которую я продвигала в Челябинске. Она уже утверждена в городском генплане, и скоро буден дан старт ее реализации. В целом в Екатеринбурге, конечно, велодорожек гораздо больше. Во все новые жилые районы включается велоинфраструктура».

Прокатиться за город

Алексей-Гашенко.jpgАлексей Гашенко, челябинский велосипедист со стажем:

«Если в будни мы всей семьей катаемся на велосипедах в черте города, то в выходные предпочитаем выбираться на природу. Один из самых живописных загородных маршрутов — вокруг озера Тургояк. Туда мы добрались на машине, прицепив велосипеды на фаркоп автомобиля. Затем стартовали от муниципального пляжа вдоль озера Инышко и вокруг озера Тургояк. Виды там шикарные: лес, красивые берега и горы. Когда поднимались на вершину, то дорога была каменистая. Но ее спокойно преодолел даже мой ребенок. На другой стороне озера ехали вдоль баз, там уже встречались асфальтированные участки. Для тех, кто не водит авто, можно сначала добраться на электричке до станции Миасс. Оттуда уже на велосипеде доехать до Тургояка, это 10 км, затем сделать привал и отправиться вокруг озера. Многие велосипедисты так и делают.

Тем, кто хочет стартовать из Челябинска на велосипеде, могу порекомендовать маршруты до Ужовского бора (Сосновский район), сел Большие Харлуши и Кайгородово, озер Кременкуль и Сугомак. Все они довольно популярны у велосипедистов, так как на пути встречаются живописные лесные просторы, небольшие речушки, стога сена и колоритные деревенские дома».

Сегодня | 15:42
Хлеб из биопечки. Сможет ли искусственная еда заменить натуральную

Можно ли сделать искусственную пищу из электричества, воздуха и воды? По мнению ученых, эта задача сегодня вполне решаема. К примеру, финские биотехнологи сообщили о прорывном открытии, позволяющем при помощи микроорганизмов производить муку «из ничего».

Сегодня | 14:33
Рожайте — поддержим. На какие пособия могут рассчитывать южноуральские семьи

С начала этого года значительно обновился перечень мер социальной поддержки для южноуральских семей с детьми. В рамках проекта «Демография» на эти цели предусмотрено около 2 мрд рублей.

Сегодня | 17:21
В Челябинской области сомневаются в эффективности перехода на 4-дневную рабочую неделю

В министерстве промышленности региона считают, что предпосылок для этого на Южном Урале нет.

Сегодня | 14:33
Рожайте — поддержим. На какие пособия могут рассчитывать южноуральские семьи

С начала этого года значительно обновился перечень мер социальной поддержки для южноуральских семей с детьми. В рамках проекта «Демография» на эти цели предусмотрено около 2 мрд рублей.

Новости   
Спецпроекты