Полвека спустя. Почему выпускники 1970-х до сих пор поздравляют учителей с новым учебным годом
Как часто спустя 20, 30, 40 лет после последнего звонка мы вспоминаем своих педагогов и всем классом благодарим за воспитание и знания, которые они нам подарили? А многие ли считают своих учителей людьми, что сделали из нас личностей? Как минимум один такой выпускной класс в Челябинске есть.
Научили вкалывать
— Не знаю, что бы из нас выросло, если бы не учителя. Они сделали наш класс, вылепили из нас личностей, — заявляет 61-летний Павел Бессолицын, стоя с ножом в руках и кухонном фартуке.
Он почти профессионально режет мясо и овощи. Из кастрюли тянется такой аромат, что невольно начинают течь слюнки.
— Я люблю и умею готовить. Сегодня сделаю шурпу и мясо с овощами. Пусть это будет одним из подарков нашим педагогам, — говорит он.
Сегодня Бессолицын фигура довольно известная, он является гендиректором одной из строительных компаний Челябинска. Пятьдесят лет назад, в 1969 году, он и еще 36 учеников со всех школ Южного Урала оказались в 5 «А» классе 31-го лицея, из которого потом вышло немало крупных личностей. Один из них — главный онколог региона Андрей Важенин. Одноклассники в голос называют его еще и главным инициатором сегодняшней юбилейной встречи — 50 лет со дня знакомства. Что, по их словам, удивительно, ведь именно его обычно труднее всего вытащить с работы.
— Мы все были отличниками, поэтому нас отобрали в 31-ю тогда еще школу с физико-математическим уклоном. И вот на первой же контрольной мы все получили «двояки» и «трояки», — вспоминает Андрей Важенин. — Нам сказали, что прошлая наша слава здесь не работает и чтобы из нас получился толк, нужно много работать. Учителя нас научили трудиться и вкалывать. И мы шли по жизни с девизом: «Если кто-то, то почему не я? Если не я, то кто?»
На встречу Андрей Владимирович приехал не один, а под руки с теми самыми педагогами — учителем математики Лидией Петровной Пинигиной и учителем русского языка и литературы, их классным руководителем Тамарой Алексеевной Логиновой. В просторном зале их встречали как народных артистов: с объятиями, цветами и просьбами о совместном фото. Так получилось, что для педагогов «А» класс 1975 года выпуска стал первым, а потому самым дорогим и запоминающимся.
— Я пришла работать в школу сразу после университета, вести в старших классах матанализ. Молодая, зеленая. А здесь спецпрограмма, такая ответственность, было страшно! У меня было 30 мальчишек и семь девчонок, и я очень рада, что они так легко и с уважением приняли меня. Дисциплина была очень строгая, — вспоминает Лидия Пинигина. — Я бы не сказала, что все они были сильными математиками, но они отличались особенными человеческими качествами. Класс был очень дружный. В МГУ поступили все, кто хотел, и я была на вершине счастья. Ни в ком из них не разочаровалась.
Сами «ашки» вспоминают, что Лидия Петровна была не только молодой, но и очень красивой. Все мальчишки были в нее влюблены, и может, оттого еще сильнее влюбились в математику. Очень быстро карьера молодого и талантливого учителя пошла в гору. Она успела поработать директором 31-й школы, а еще завучем вплоть до выхода на пенсию. Одновременно с ней выросли в профессионалов и ее выпускники.
— Где вы видели класс, из которого вышли бы сразу три заслуженных врача России и два академика? Андрей Важенин, профессор и академик РАН — раз, Алексей Фокин, профессор сердечно-сосудистой хирургии, академик естественных наук — два. Он, кстати, бывший ректор Уральской медакадемии, сейчас работает в Москве. И Михаил Ростовцев, доктор медицинских наук — три. Миша, между прочим, был лучшим рентгенологом Южного Урала, но сейчас тоже трудится в столице, — перечисляет еще один выходец из звездного класса Александр Протосевич, в общем-то, тоже известная личность в городе: он много лет возглавлял в Челябинске строительную газовую компанию.
— Вообще, три четверти наших выпускников уехали учиться в Москву, Санкт-Петербург и Новосибирск, — продолжает Александр Протосевич. — В итоге многие остались там жить, поэтому не все здесь смогли присутствовать, но на некоторые юбилейные даты все равно прилетают. Помимо медиков, среди наших много руководителей бизнеса и чиновников. Одно время в областной и городской администрации сплошь сидели мои одноклассники, нас еще называли «эфэмшата» по аналогии с физико-математической школой.
Большая игра
Один из «эфэмшат» Вадим Грабович делает пару аккордов на гитаре. Этот «ашка» ныне работает учителем физики в Челябинске и выпускает собственные учебники. Он говорит, что творческую жилку раскрыла в нем именно классный руководитель Тамара Логинова.
— Я помню, Вадим прекрасно пел, выступал в школьном вокальном ансамбле, — вспоминает Тамара Алексеевна. — Много было творческих ребятишек. Все достаточно умные, глупостей никаких себе не позволяли, хотя иногда приходилось за них краснеть перед учителями. Когда мне говорили: «Опять твои «ашки» шарики гоняют в коридоре», я, злая, бежала в класс и разговаривала с ними на эту тему. Главное в работе педагога, на мой взгляд, искренность. Говорить все как есть, начистоту. А вообще, те годы я запомнила как большую игру. Я как будто играла с ними, а не учила, настолько это было в удовольствие. Очень хочется к каждому из своих выпускников сходить на работу, у каждого побывать в семье.
Обняв учительницу, растроганный Вадим Грабович достает черно-белую фотографию с их классом.
— Я ее храню с 1972 года, — признается он. — Школьные годы мне запомнились как лучшие. Один мой знакомый признался, что свою фотографию с классом порвал, потому что видеть этих людей не хочет. А мы, видите, до сих пор все с удовольствием встречаемся.
— Я вам объясню, в чем секрет и нашей дружбы, и карьеры, — поддерживает Андрей Важенин. — Просто нас учили очень умные и грамотные люди, яркие личности. Все вместе это очень поднимало планку общения. Из нас растили советскую интеллигенцию, и, судя по тому, что я вижу сейчас, кое-что все-таки получилось.
Поделиться